Отомстили балеринам за Катынь
[b]Неприятная история, связанная с бойкотом русских артистов в Польше во время празднования 60-летия Победы, почти закончена. Более десяти оперных и балетных артистов двух ведущих столичных музыкальных театров – Большого и Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, прервав тур, возвращаются домой.[/b]«Вечерняя Москва» попросила [b]Святослава БЭЛЗУ[/b], знающего польский, как русский, рассказать, что же произошло в Варшаве 9 мая – он вел первые выступления русской концертной бригады.[i]– Действительно, эту группу артистов составляли представители двух наших театров. Из Большого это были, например, Маквала Касрашвили, Лариса Рудакова, Татьяна Ерастова и Павел Черных, артисты балета Инна Петрова, Евгений Керн, Константин Иванов, балетные пары театра Станиславского Наталья Крапивина и Георгий Смилевски, Анастасия Першенкова и Роман Маленко, бас Дмитрий Степанович.Предполагались концерты в 15–16 городах. Первый раз наши артисты выступили 7 мая в Быдгоще – мы завершали там гала-концертом их 12-й оперный фестиваль. Часа полтора шла оперная часть и чуть меньше часа – балетная. Быдгощский оперный театр был набит битком! Восторг зрителей невозможно передать.8-го мы стремительно перебрались в Познань, где открывали фестиваль «Балетная познаньская весна». Публика опять выказывала восторги упоенья! И вот 9-го, в главный День Победы, мы приехали в Варшаву. А это за 300 километров, и оркестр уже другой, все не так легко. Концерт проходил в большом, примерно на 3000 мест, Зале Конгрессов во Дворце культуры и науки.И начались сюрпризы: в зале оказалось всего человек 600. По одним сведениям, билеты распределяли по ветеранам, которые якобы не захотели прийти. По другим – были выкуплены и просто пропали.На следующий день разразился этот самый скандал в прессе, по радио и на телевидении. Преподносилась версия, что поляки бойкотировали выступление русских артистов, потому что, во-первых, Квасьневского плохо приняли в Москве, а во-вторых, поляки не были упомянуты президентом Путиным в составе воевавших в антигитлеровской коалиции.Конечно, встал вопрос: сворачивать гастроли? Или продолжать? Я дал в Польше интервью по этому поводу. Двум ведущим телеканалам я сказал: нельзя мстить балеринам за Катынь! Смешивать политику и культуру. Напомнил о том, что уровень артистов Большого театра всегда был высочайшим, и о том, как его всегда здесь принимали.Это вызвало ответную волну. 24 выдающихся польских деятеля культуры, в том числе композитор Кшиштоф Пендерецкий, режиссеры Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси, подписали письмо, подтвердив свое возмущение тем, что с артистами Большого театра сводят счеты за политику.А дальше мэры других польских городов, директора филармоний стали зазывать наших артистов к себе: мол, если Варшаве не надо – приезжайте к нам! И все поехали дальше…[/i]Увы, Святослав Игоревич, дальше тур не сложился. Польский импресарио Цезарий Шийко, долгое время проработавший в Польском посольстве в Москве, желал своим соотечественникам лучшего: устроить им праздник силами российских звезд. Но непосредственный продюсер Виктор Свитоняк, державший деньги, вместе с ними, с деньгами (150 тыс. долларов), и скрылся. Дело запуталось совершенно.Поначалу часть артистов даже не поверила в происшедшее. Но сейчас все они возвращаются домой.Польские газеты зачем-то раздули дело дальше, сообщив, что в качестве ответной меры в Москве сворачивается крупная выставка «Варшава – Москва/Москва – Варшава», что не соответствует действительности. Национальные комплексы Польши, уходящие в глубь истории, так и подбивают ее побольнее укусить бывшую угнетательницу Россию.Кто-то затеял денежную авантюру – а ее с таким смаком раздули до политического скандала! Сколько Россия еще будет платить по своим политическим долгам – неведомо. Жалко только артистов. Они ничем не провинились ни перед гордой Польшей, ни перед не менее гордым искусством, которое они согласились представлять в условиях, далеких от комфортных.