Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

История песни

Общество

[i][b]Множество песен сложено о нашей столице, о ее прекрасных улицах и площадях, садах и парках. Истории некоторых из них вы уже рассказали. Только о моей любимой рассказа никак не дождусь. Есть в ней такие строки: «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве…» Ее очень любили и часто пели мои родители.[/i]ДЕМЕНТЬЕВА М. Н.,Коломна[/b]17 января 1939 года в газете «Кино» появилась короткая информация: [i]«Студия «Мосфильм» готовится к съемкам большой музыкальной кинокомедии «Свинарка и пастух» (автор В. Гусев, постановка И. Пырьева). Композитор Т. Хренников напишет свыше тридцати песен, арий, дуэтов».[/i]До этого Иваном Пырьевым уже были сняты две картины о жизни села – «Богатая невеста» и «Трактористы», музыку к которым написали композиторы Дунаевский и братья Покрасс. Оттуда пошли в народ и были всюду подхвачены песни «А ну-ка, девушки», «Ой, вы, кони стальные», «Три танкиста», «Броня крепка, и танки наши быстры». Поэт Виктор Гусев написал стихотворный сценарий нового фильма.Съемки картины были закончены в первые дни войны. Так что монтировать «Свинарку и пастуха» Ивану Пырьеву пришлось в непривычно безлюдных, опустевших павильонах «Мосфильма», наполовину уже эвакуированного в Алма-Ату. По ночам на эти павильоны, напоминавшие ангары, падали фашистские бомбы.Всех создателей картины не мог не волновать вопрос: примут ли люди их безоблачно-комедийную мирную ленту, нужна ли она им в новых, военных условиях? Такие мысли наверняка были и у руководителей кинематографии. И все-таки они дали возможность к ноябрю 1941 года закончить съемки.Лейтмотивом фильма, буквально пронизанного музыкой, стала, вне всякого сомнения, «Песня о Москве», для которой композитор выбрал форму вальса с непритязательной и задушевной, мягкой и трепетной мелодией. В этой главной музыкальной теме, в ее плавном вальсовом движении, в ее мечтательных и сердечных интонациях ощущается русская песня, русская душа.[i]И в какой стороне я ни буду,По какой ни пройду я тропе,Друга я никогда не забуду,Если с ним повстречался в Москве…[/i]Слова и мелодия этой песни-признания влюбленных друг в друга главных героев картины Глаши и Мусаиба, роли которых сыграли Марина Ладынина и Владимир Зельдин, стали своеобразным лирическим заклинанием. Видимо, именно поэтому режиссер фильма решил доснять финальный эпизод, попросив Гусева и Хренникова дополнить песню новыми словами:[i]И когда вражьи танки промчатся,Мы с тобою пойдем воевать.Не затем мы нашли свое счастье,Чтоб врагу его дать растоптать![/i]В результате «Песня о Москве», как справедливо отметили исследователи творчества композитора, «приобрела иную, актуальную тональность. Так в картину ворвалось огненное дыхание войны».[i]«В суровые дни боев за нашу родную Москву выходит на экран эта картина, – заметила по этому поводу 11 ноября 1941 года газета «Советское искусство». – И хотя ее никак нельзя назвать оборонной лентой, «Свинарка и пастух» будит патриотические чувства у каждого советского человека, вызывает еще больше любви к родной Москве, ко всей нашей стране и ее простым советским людям. Горячим призывом к борьбе и защите своей Родины звучат слова песни в финале картины».[/i]Вот только один из многочисленных примеров воздействия этого фильма и песни из него на зрителей в годы Великой Отечественной войны. Его приводит в книге «Иван Пырьев в жизни и на киноэкране» киновед Ростислав Юренев: [i]«…Наш авиационный полк был отведен на краткий отдых. Позади кровавая баня Керчи. Глина в крови. Мутный пролив, стремительно влекущий лодки, бревна, тонущих, трупы… Чудом спасшиеся отдыхали на Таманском полуострове в относительной станичной тишине. Смотрели кино. Смеялась Ладынина, прижимающая к груди поросенка. «Друга я никогда не забуду…» Помнят ли о нас? Ведь все это – выставка, письма, песни – все было, все прошло. Почему же так дружно смеется, вздыхает, ликует зал, переполненный ранеными, контуженными, еще полуодетыми, потерявшими свои полки и батальоны с солдатами? – Какая жизнь была! – сказал мне, когда кончился фильм, немолодой, с медалью «За отвагу», солдат. – Вот эту-то нашу советскую жизнь и надо нам защищать. До конца защищать, чтоб все вернулось».[/i]Успех картины вдохновил Пырьева, Гусева и Хренникова на создание новой музыкальной кинокомедии, посвященной на этот раз защитникам столицы – «В шесть часов вечера после войны», вышедшей на экраны страны в 1944 году, когда до Победы оставалось еще долгих несколько месяцев. А «Песня о Москве» и другие песни-долгожительницы, впервые прозвучавшие в этих пырьевских лентах более шести десятилетий назад, и сегодня любимы народом.[b]Песня о МосквеИЗ КИНОФИЛЬМА «СВИНАРКА И ПАСТУХ»Слова В. ГУСЕВАМузыка Т. ХРЕННИКОВА[/b][i]Хорошо на московском просторе,Светят звезды Кремля в синеве.И как реки встречаются в море,Так встречаются люди в Москве.Нас веселой толпой окружила,Подсказала простые слова,Познакомила нас, подружилаВ этот радостный вечер Москва.[b]ПРИПЕВ:[/b]И в какой стороне я ни буду,По какой ни пройду я траве,Друга я никогда не забуду,Если с ним подружился в Москве.Не забыть мне очей твоих ясныхИ простых твоих ласковых слов,Не забыть мне московскихпрекрасныхПлощадей, переулков, мостов.Скоро встанет разлука меж нами,Зазвенит колокольчик – прощай!За горами, лесами, полямиТы хоть в песне меня вспоминай.[b]ПРИПЕВ.[/b]Волны радио ночью примчатсяИз Москвы сквозь морозы и дым.Голос дальней Москвы мне казатьсяБудет голосом дальним твоим.Но, я знаю, мы встретимся скоро,И тогда, дорогая, вдвоемНа московских широких просторахМы опять эту песню споем.[b]ПРИПЕВ.[/b][/i]

Подкасты