История песни
[i][b]Сейчас фильмы, созданные в предвоенные годы, показывают редко. И песни из них звучат не так часто. Песни в те годы помогали не только «строить и жить», но и «принимать вызов» стихий, отважно драться и возвращаться с победой. Такой мне запомнилась песня из кинофильма «Семеро смелых», историю которой я прошу рассказать.[/i]РУСАНОВ А. П.,ветеран Великой Отечественной[/b]Песню, о которой идет речь в этом письме, знает и любит не только старшее поколение. А между тем фильм «Семеро смелых» и эта песня из него в будущем году справят семидесятилетие.Автор слов песни – не профессиональный поэт, а выпускник актерского факультета Ленинградского театрального института Андрей Апсолон (в прошлом – детдомовец), которого режиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов пригласил на роль метеоролога Оси Корфункеля. Сценарий «Семерых смелых» был написан Герасимовым в соавторстве с писателем Юрием Германом.Картина рассказывала о семи друзьях, уехавших на работу в далекие просторы Арктики, о стойкости, проявленной ими в суровых условиях Заполярья. Роли их играли молодые в ту пору актеры-ленфильмовцы: О. Жаков, Т. Макарова, И. Новосельцев, И. Кузнецов, П. Алейников и самый старший в этой «великолепной семерке» – Н. Боголюбов, сыгравший роль начальника зимовки. В их числе был и Андрей Апсолон. Все они, по существу, оказались и первыми исполнителями этой песни. Но родилась она не сразу.…Однажды режиссер собрал «семерку» в павильоне «Ленфильма» на репетицию песни, слова которой сочинил почтенный ленинградский поэт. За роялем сидел композитор картины Венедикт Венедиктович Пушков. Он начал петь:[i]Ах ты, Волга, моя Волга!Необъятен твой простор.Я моряк с подводной лодки,Ты с «Авроры» комендор…[/i]Участники «спевки» никак не могли понять: при чем здесь Волга, когда фильм рассказывает о суровых просторах Арктики, и при чем тут моряк с подлодки да еще какой-то комендор с «Авроры»? Все были расстроены: мелодия понравилась, но слова… Песни для фильма, по общему мнению, не получилось. О том, как развивались события дальше, рассказал мне в письме много лет назад последний из «семерых смелых» Андрей Николаевич Апсолон.«Мы, актеры, – вспоминал он, – как будто не играли свои роли, а на самом деле были теми молодыми полярниками, кому выпала честь оказаться в числе отобранных из большого количества кандидатов для поездки на зимовку… Поэтому, когда в компании актеров Тамары Макаровой, Олега Жакова и Петра Алейникова я выехал поездом в экспедицию на Баренцево море для съемок натуральных эпизодов картины и мне захотелось написать письмо жене, я писал его как бы от имени своего героя.Первые строчки под мерный стук вагонных колес как-то сами собой легли в рифму на мелодию песни, которая запомнилась с той самой репетиции: «Лейся, песня, на просторе,/ Не скучай, не плачь, жена!/ Штурмовать далеко море/ Посылает нас страна…» А раз так случилось, я и дальше в этой форме постарался рассказать любимой, что меня ждет впереди, и о том, что думаю о ней и жду нашей встречи.Писал я свое стихотворение почти без помарок, и пока мои товарищи подремывали, я все закончил.Первым проснулся Петя Алейников.– Ося, – обратился он ко мне по имени моего героя, к которому уже успел основательно привыкнуть, – над чем это ты работаешь?– Да песенку про нас сочинил, – в шутку отвечаю ему.Он прочитал, забрал у меня этот листок и тут же запел, потому что мелодия песни Пушкова всем нам запомнилась. Пел он эту песню так вдохновенно и заразительно, что все мы дружно стали ему подпевать и за оставшуюся дорогу выучили ее и «спелись» на ней основательно.В Мурманске нас встречали выехавшие туда заранее Герасимов с оператором и художником фильма.Тамара Макарова тут же не преминула сообщить им, что мы в пути тоже зря времени не теряли и даже песню умудрились сложить.– Молодец! Здорово у тебя получилось! – оценил Сергей Аполлинариевич мой первый «песенный опус».После выхода картины на экраны страны в 1936 году песню подхватили и запели повсюду. Многие запомнили и по исполнению утесовским джазоркестром. Леонид Осипович спел ее так проникновенно и ярко, что его исполнение до сих пор с восторгом вспоминают слушатели тех давних концертов. Записал он ее и на грампластинку.В дальнейшем Андрей Николаевич не раз участвовал в фильмах не только как актер и режиссер, но и как автор текстов для песен. Таких, к примеру, как «Гуляют на сопках седые бураны» в «Волочаевских днях» (музыка Д. Шостаковича), «Амур, река широкая, могучая река» в «Комсомольске» (музыка В. Пушкова) и, наконец, «Ты, крылатая песня, слетай…» в фильме «Жди меня» режиссера А. Столпера (музыка Ю. Бирюкова), историю которой я уже рассказывал год назад в одном из выпусков нашей рубрики.Участник Великой Отечественной, командир роты 1066 полка 281 стрелковой дивизии Волховского фронта, А. Н. Апсолон был тяжело ранен в боях за Ленинград. Но и в послевоенные годы он продолжал трудиться, в том числе и на песенном поприще.[b]Лейся, песняСлова А. АПСОЛОНАМузыка В. ПУШКОВА[/b][i]Лейся, песня, на просторе,Не скучай, не плачь, жена!Штурмовать далеко мореПосылает нас страна.Курс на берег невидимый,Бьется сердце корабля,Вспоминаю о любимойУ послушного руля.Буря, ветер, ураганы…Ты не страшен, океан:Молодые капитаныПоведут наш караван.Мы не раз отважно дрались,Принимая вызов твой,И с победой возвращалисьК нашей гавани домой.Лейся, песня, на просторе,Здравствуй, милая жена!Штурмовать далеко мореПосылала нас страна.[/i]