Скульптурные игры в Манеже
[b]Откуда только берутся деньги? В Москве ставят и ставят памятники, будто мы наверстываем упущенное за десятилетия, если не за века. И все равно вопросы: где Мусоргский и Шостакович? Где Тургенев и Лесков? Увы, пока их нет ни в бронзе, ни в камне.[/b]Народный художник России, действительный член Академии художеств скульптор Александр Бурганов плодотворно работает для столицы. 250 его произведений были подарены им городу.Они – основа Московского государственного музея «Дом Бурганова» в Большом Афанасьевском, 15. А вчера, в преддверии Дня города, на персональной выставке мастера в Манеже, был подписан акт дарения Москве еще ста работ известного ваятеля. От имени правительства города акт подписала первый [b]заместитель мэра Людмила ШВЕЦОВА[/b]. Она поздравила скульптора с 70-летием, отметив вклад Бурганова в украшение города.Академик Александр Бурганов плодотворно работает в жанре городского памятника. Его Лермонтов стоит на Молчановке перед музеем поэта, Елена Гнесина – перед созданной ею Музыкально-педагогической академией на Поварской, Турандот – возле Театра Вахтангова, Пушкин и Натали – на том же Старом Арбате. Народный художник СССР создает целые пластические сюиты – такие, как ряд барельефов на станции метро «Третьяковская» или как скульптурное оформление Украинского бульвара. Легко заметить, что это не подбор фигур «на тему», а нерасторжимый ансамбль, выполненный в едином стиле. Автор, однако, считает, что до насыщения нашего города скульптурой еще очень далеко.– Когда скептики рассуждают, что в столице многовато фигур, – говорит Александр Николаевич, – я улыбаюсь. В античных Афинах скульптуры было больше, чем народонаселения! Поэтому наши музеи и набиты мраморными изваяниями, а их все продолжают находить при раскопках. Да и в современном Лондоне даже в небольших скверах видел по нескольку скульптур, и никого это не смущает. Меня вот привлекают герои литературы…[b]– А бронзовых генералов делаете?[/b]– Нет. Хотя знаю среди них замечательных людей. Я счастлив не портретами, а символическими образами, посвященными диалогу переживаний, – добра и зла, любви и ненависти, радости и печали. Люблю играть со скульптурами, виртуально ставлю и переставляю их на улицах города…Известный ваятель явно нашел свою нишу в городской скульптуре, связывая ее с архитектурой, с урбанистической и природной средой. Эта связь четко выражена на выставке в Манеже, которую назвали «Скульптура и город. Творчество академика А. Н. Бурганова».Экспозиция выполнена в виде площади и прилегающих городских пространств, где есть фонтаны, малые формы, цветы. В таком окружении выставлены копии реализованных бургановских проектов и новые его работы, предлагаемые для Москвы. Так, он надеется отлить в бронзе большую фигуру Пегаса, сделать ее символом высокого творческого духа.Встреча с деревянными скульптурами в Манеже кажется несколько неожиданной. Но мастер любит работать с деревом. Его кумир в этом материале – Сергей Коненков. В контексте выставки резьбу по дереву можно рассматривать как творческую лабораторию Бурганова.Главное же кредо автора – нужно работать не для себя и не для выставок, а для улиц и площадей. Скульптуры должны оживлять и украшать родной город.