В МОСКВУ ПОЖАЛОВАЛИ ТИЦИАН И ВЕРМЕЕР
[i]Это действительно сенсация. Кто понимает, конечно. Но даже если еще не совсем понимает. Слушайте! В Москву привезли самую знаменитую картину Тициана — «Венеру Урбинскую». Написанная великим итальянским художником 462 года тому назад, она безвылазно «живет» во Флоренции — всемирно известной галерее Уффицы. Москвичам несказанно повезло, что итальянский президент Чампи недавно приезжал к Путину в гости. Потому что именно «под этот визит» тициановскую «Венеру» предоставили для экспозиции в Государственный музей изобразительного искусства (ГМИИ) им. Пушкина, приурочив показ шедевра к начавшимся сегодня традиционным «Декабрьским вечерам».[/i]Наверное, декабрь — не самое лучшее время для этой встречи. Стоять в длиннющей очереди на Кропоткинской под слякотной изморозью — совсем не то, что прийти к «Венере» в солнечной Флоренции. Но когда еще попадешь в эту самую Флоренцию, и попадешь ли? А тут вот она — «Венера Урбинская» — в нескольких остановках от дома. И что такое в конце концов пара часов в ожидании свидания с прекрасной женщиной? Даже в декабрьскую непогоду? Не пропустите.«...и тогда он нарисовал еще одного Вермеера! Охранник плакал над его искусством, а сосед по камере...» — примерно этими словами из бессмертного фильма «Как украсть миллион» наши среднестатистические граждане могут описать творчество Яна Вермеера. Потому что художник-красавец «самолично» у нас не гостил никогда, и студенты прилежно изучали копии его работ в каталогах. Теперь Вермеера привезли — на традиционные музыкальные «Декабрьские вечера» в ГМИИ имени Пушкина — выпросили у Вены, где его «Аллегория/искусство живописи» живет безвылазно. Плюс еще прибыла «Венера» Тициана из галереи Уффици — нам ее дали для экспозиции только под визит итальянского президента Чампи.На него московские музейщики еще долго будут молиться.Раньше на «Декабрьских вечерах» доминировала музыка, несмотря на солидный художественный антураж, в котором проходили рихтеровские концерты. Теперь, кажется, все будет наоборот — в честь двадцатилетия «Вечеров», наверное.Тициана, конечно, надо смотреть не в Москве, а во Флоренции. Чтобы в окно лился золотой свет заката, чтобы время поджимало и музей уже закрывался, чтобы Венера выплывала из роскошно-строгих интерьеров, чтобы вместо желания сесть и внимательно посмотреть возникло острое и безотчетное желание Венеру украсть. Чтобы эти пальчики светились только для тебя, чтобы эти волосы падали на плечо только для тебя — в конце концов, что за глупость эти музеи, живопись — искусство уникально-интимное! В ГМИИ уникальности не получается. Вместо интимности — парадность и чопорность. Огромный занавес в духе Вермеера. Что ж, издали роскошный каталог, устроили солидную пресс-конференцию.Все хорошо. В конце концов, Тициан в Москве — это очень престижно.