Корабли легли на курс

Корабли легли на курс

Культура

[b]Вы видели «Европу 51» Роберто Росселини? А «Дон Жуана» Вальтера Кольм-Велте? А «Ветер с Востока» Абрама Роома? Ну хоть «Маскарад» Сергея Герасимова? Нет? И вы еще считаете, что разбираетесь в кинематографе?[/b]К этим и другим шедеврам можно будет припасть воспаленным глазом на открывающемся 30 января очередном и при этом юбилейном кинофоруме «Белые Столбы».Сюда, в поселок со столь многообещающим названием, подтянутся передовые отряды отечественных киноведов и кинокритиков с целью, во-первых, ликивидировать позорные белые пятна в своем кинообразовании, во-вторых, создать новые – в результате неумеренного общения с коллегами (шутка).На самом же деле конца января каждый год киножурналисты ждут с нетерпением. Потому что знают: президент фестиваля, гендиректор Госфильмофонда Николай Бородачев и его зам, бессменный худрук Владимир Дмитриев, приготовят для них самые изысканные блюда. Гурманы останутся довольны.И на этот раз из 60 тысяч названий лент, хранящихся в подмосковном архиве, выбраны самые-самые редкие – притом что не забыты памятные даты. Под рубрикой «Великие столетия» помянут Сергея Герасимова, Игоря Савченко, Романа Кармена, Ладислава Вайду, Джона Хьюстона, Жака Беккера, Лукино Висконти.Об чудной эпохе ослабления тоталитаризма напомнят и круглый стол, и ленты рубрики «Полвека кино «Оттепели» – «Павел Корчагин», «Случай на шахте восемь», «Тугой узел», «Это начиналось так».Специальным датам – году Моцарта и Шостаковича – будут посвящены ленты «Любовь и ненависть» с Верой Марецкой, «Дон Жуан» Вальтера Кольм-Велте, фрагменты «Поджигатели войны» и «Контрасты». Последние – новые находки в синематеке.Заклятой дружбе Польши и России – фильм 34-го года Йозефа Лейтеса «Молодой лес», «Герои Сибири» Михала Вашинского, а также «Ветер с Востока» Абрама Роома и «Граница» 35-го года Михаила Дубсона.В программу затерся и короткий метр. В основном это французские ленты русского режиссера 30-х годов Дмитрия Кирсанова, а также Сержа Корбера, Пьера Кафьяна и югослава Бранко Человича. Плюс новое в этом году – мультипликация. На первый раз 30-х годов – здесь наши, немцы и американцы.В постоянной рубрике «In memoriam» киноведы вспомнят ушедших Георгия Жженова фильмом Юлия Карасика «Человек, которого я люблю», Тонино Делли Колли («Рогопаг-Прочистим мозги»), Луи Малля («Три шага в бреду»). Из премьер – видеофильм «Казак», посвященный жизни итворчеству писателя Федора Крюкова. Среди его сценаристов – Тамара Сергеева.Нам обещают также дискуссии на такие нервные темы, как «Может ли Россия вернуться в мировое кинематографическое пространство?», «Национальная идея и кинематограф ХХI века», «Телевизионная передача о кино – пересмотр стереотипов или утверждение общенациональных мифов?», «Цензура – способ самосохранения нации или «гестапо для умов?» А на финише участники пятидневного фестиваля определят лучшего киножурналиста и теоретика кино, а также лучшую телевизионную программу о кино.Победители получат призы кинофестиваля и специальный приз имени Виктора Демина.– Недолгая история нашего фестиваля высвечивает одно чрезвычайно важное обстоятельство, – замечает Николай Бородачев. – Настоящее произведение искусства даже в глубокой тиши хранилищ продолжает жить и после того, как картины исчезают из широкого репертуара, оставаясь документом, синтезировавшим многие явления своего времени. Каждый раз наш фестиваль приоткрывает маленькие тайны великих новаторов прошлого и создателей замечательных традиций в кино, представляет забытые или недооцененные современниками картины.Ради этого как пчелки трудятся сотрудники Госфильмофонда. В его цехах за последние четыре года отреставрировано и восстановлено более 13 миллионов метров кинопленки, отпечатано более миллиона метров страховых копий. Подсчитано: чтобы посмотреть все 60 тысяч копий, затратив по часу, потребуется… 7 лет! А ведь они просматриваются сотрудниками хранилища не раз! Еще в 57-м году Госфильмофонд стал членом ФИАФ – Международной федерации киноархивов, – что сразу же повысило его статус. Поэтому здесь обоснованно считают собрание не архивом, а бесценной сокровищницей сродни Эрмитажу.– Мы отнюдь не стыдимся своего консерватизма, – добавляет Владимир Дмитриев, – поскольку работа синематек, музеев, библиотек консервативна по своей сути. Иначе нам пришлось бы отказаться от своего прошлого. Мы не можем себе этого позволить. Наш фестиваль – кинематографическое явление, достаточно скромное, но необходимое.Может быть, поэтому многолетний девиз фестиваля – слова Игоря Стравинского: «Настоящим делом художника является ремонт старых кораблей. Он может отразить по-своему лишь то, что уже было сделано».Хотите верьте – хотите проверьте. Кстати, не только критики, но и все москвичи. Со 2 февраля в кинотеатре «Иллюзион» будет проходить специальная программа «Эхо юбилейного, 10-го кинофестиваля «Белые Столбы-2006», практически идентичная программе форума.[b]На илл.: [i]На фестивале вспомнят и Герасимова, и Висконти, хотя нет двух более непохожих режиссеров. Кадр из кинофильма Сергея Герасимова «Тихий Дон».[/b][/i]

Google newsYandex newsYandex dzen