Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Школа наедине с бюджетом

Общество
Школа наедине с бюджетом

[i]Владимир Филиппов стал министром общего и профессионального образования РФ вскоре после назначения премьером Евгения Примакова. Сохранил свой пост при Степашине и, вопреки прогнозам недоброжелателей от политики и прессы, при Путине. Возможно, потому, что весь прошлый учебный год министр с редким упорством, как дятел, бил в одно и то же место, пытаясь выправить аховое положение с учительскими зарплатами и материальным обеспечением школ, вконец обнищавших после памятного августа девяносто восьмого. Ситуация, по крайней мере с зарплатами, в результате этих усилий слегка улучшилась. И параллельно, сначала почти незаметно, а потом все более явственно стало меняться и отношение наших государственных мужей к судьбе давно уже брошенного ими на произвол судьбы образования. Руководители исполнительной власти и представители законодательной зачастили в вузы и школы. Не одно политическое заявление было озвучено в актовом зале МГУ... Характерно, что нынешний глава российского правительства Владимир Путин, едва разместившись в кабинете Белого дома, тотчас же первым номером пригласил к себе с докладом именно министра образования.Этот демонстративный жест должен был дать понять обществу: российская школа со всем тяжким возом ее проблем наконец-то замечена верховной властью. Об обнадеживающих веяниях в высших сферах, а также о будничных и перспективных задачах Министерства общего и профессионального образования — наша беседа с [b]Владимиром ФИЛИППОВЫМ[/b].[/i][b]— Владимир Михайлович, какой «больной» для российского образования вопрос вам по-прежнему не удается решить? [/b]— Финансирование средней муниципальной школы. Действие принятого у нас закона о местном самоуправлении приводит к тому, что оснащенность учебного заведения, зарплата учителей напрямую зависят от экономического благополучия города или района, в котором оно расположено. Если там налажено производство, приносящее доход, если успешно собирают налоги, то при доброй воле администрации отчисления на нужды образования идут регулярно. Но когда годами стоит какое-нибудь предприятие, а на нем в городке завязано все вокруг — школа, техникум, детский сад, клуб и т. д., когда налоги собирать не с чего и не с кого... Получается, что муниципальные школы разных районов поставлены у нас в неравные условия. А вместе с ними и дети, и учителя. У одних есть все для нормального педагогического процесса, включая компьютерные классы, учебные телестудии и т. п., другие же лишены самого необходимого: кабинетного и лабораторного оборудования, наглядных пособий, порой даже тетрадей и ручек.Понимаю, что сейчас бесполезно требовать полного финансирования средних общеобразовательных школ из федерального бюджета. А вот каждый субъект Федерации мог бы сам позаботиться об учебных заведениях своего региона, выделить им необходимые средства. А не оставлять, как это сейчас происходит, школу один на один с местным муниципальным бюджетом. Поверьте, даже в признанном «слабым» субъекте Федерации всегда найдется как минимум пять-шесть районов, в которых собирают приличные налоги. Но многие региональные руководители активно возражают против того, чтобы школы финансировались не на муниципальном, а на региональном уровне.Скорее всего до выборов в Государственную думу, а затем и до президентских принципиальных политических решений по пересмотру межбюджетных, налоговых отношений никто принимать не будет. Проблема, таким образом, зависает. Приходится работать в очень напряженном режиме, точечным способом, с каждым отдельным районом, с каждой отдельной школой. Словом, тушим в экстренном порядке локальные «пожары», не решая вопрос в масштабах страны.[b]— А что все-таки с зарплатами учителей? [/b]— Год назад, когда меня назначили министром, задолженность по заработной плате школьных педагогов составляла 10 миллиардов рублей. Сейчас осталось 3 миллиарда. Это при том, что по стране, я подчеркиваю, в целом по стране, ежемесячно выплачивалась текущая заработная плата. Долги не только не росли, но и постепенно погашались.[b]— Владимир Михайлович, всех ли выпускников педагогических вузов мы можем обнаружить сегодня в школах и каких педагогов-предметников не хватает? [/b]— Право выбора, куда пойти после окончания вуза, остается за дипломированным специалистом. Не бывало еще такого, чтобы все без исключения выпускники-педагоги направляли свои стопы в школы. Скудная учительская зарплата прельщает не каждого.Тем не менее сейчас в целом по стране штат учителей в школах заполнен на 99 процентов. Оставшийся один процент раскладывается по разным регионам по-разному. В Москве, к примеру, отмечен дефицит преподавателей иностранного языка, физкультуры...[b]— Как показали себя выпускники российских школ при поступлении в высшие учебные заведения? [/b]— Официальных итогов вступительной кампании 1999 года пока нет.На протяжении сентября и октября продолжится прием на вечерние и заочные отделения. Кроме того, молодые люди, не прошедшие в августе по конкурсу на бюджетные бесплатные места, с теми же оценками сейчас приходят в вузы и поступают на платной контрактной основе.Но некоторые тенденции очевидны, о них можно уже говорить. Например, мы стремились ни в коем случае не уменьшать число бесплатных мест при приеме в учреждения образования трех уровней: начального профессионального, среднего (техникумы) и высшего. И нам удалось в этом году увеличить бюджетный прием на 3 процента. А это дополнительно около 70 тысяч бесплатных мест. Вторая тенденция — рост престижа высшего образования в целом. Если в прошлом году средний конкурс при поступлении в вузы составлял 2,6 человека на место, то в этом уже 2,9.Еще один важный, на мой взгляд, момент. На юридические специальности, пользовавшиеся в прошлом и позапрошлом годах бешеным спросом, конкурс стал меньше. Многие пошли осваивать близкие к юриспруденции гуманитарные специальности: политология, социология, муниципальное управление.[b]— Федеральный комплект учебников по-прежнему содержит 980 наименований? Эта цифра не перестает меня поражать. Московскому школьнику с первого по одиннадцатый класс почему-то достаточно 150 учебников...[/b]— Демократичность российского закона об образовании в данном случае сыграла дурную шутку со школой. У нас любой человек может написать учебник: хороший или никчемный, талантливый или абсолютно безграмотный. И вопреки мнению Министерства образования, вопреки даже троекратному по нему нашему отрицательному заключению или письменному протесту любой субъект Федерации может этот учебник заказать, издать массовым тиражом и закупить во все свои школы.Сейчас мы пытаемся такое положение изменить: вносим поправки в действующее законодательство. Раньше деньги на издание учебников выделялись Министерству образования, оно заказывало их издательству «Просвещение» или «Дрофе» и распределяло потом по регионам. Уже три года, начиная с 1997-го, этого нет: деньги из федерального бюджета на учебники не выделяются. Соответствующие суммы налогов остаются в субъектах Федерации. И они сами заказывают, какие учебники, в каком количестве им нужны.Мы же на федеральном уровне только формируем так называемый федеральный комплект. В прошлом году 980 его учебников разделили примерно пополам. В первую часть вошли книги, рекомендованные нами, те, которые уже прошли апробацию. А вторую половину отнесли к «просто допущенным». То есть хотите — берите, хотите — нет.С этого года уже начал работать федеральный экспертный совет по учебникам. Возглавляют его президент Российской академии образования и ваш покорный слуга.[b]— Популярное веяние последних лет — экстернат. Родители запасаются справками о якобы внезапно пошатнувшемся здоровье собственных отпрысков, забирают их из старших классов школы и переводят на домашнее образование с помощью репетиторов. Дети при этом освобождаются от выпускных экзаменов, получают без лишних волнений и хлопот аттестаты о среднем образовании. И, сэкономив время и сохранив нервные клетки, более или менее успешно сдают экзамены в вузы. Как министр относится к этой новой «моде»? [/b]— В этом году справки по состоянию здоровья, дававшие раньше возможность уйти от государственной итоговой аттестации, старшеклассникам уже не помогут. «Право справки» отменено. На основании, между прочим, представления прокуратуры. В ближайшие дни выйдет соответствующий приказ по министерству. С весны следующего года абсолютно все одиннадцатиклассники должны будут сдавать выпускные экзамены.[b]— В одном из докладов вице-мэра Москвы Валерия Шанцева прозвучала цифра: 300 выпускников столичных вузов 1998 года до сих пор безработные. Каковы перспективы трудоустройства специалистов, окончивших вузы в 1999 году? [/b]— Что значит: остались без работы? По специальности? Или просто не нашли никакой работы? Мы давно уже не «куем кадры» для конкретного института или завода.Идет переход к массовому высшему образованию. Когда любому нормальному человеку стыдно не иметь вузовского диплома. Послевузовского распределения нет. Мы не можем обязать какое-нибудь акционерное общество, концерн или даже колхоз взять к себе на работу кого-либо.Другое дело, что мы должны помочь встрече молодого специалиста и заинтересованной в нем фирмы или предприятия. Система такой помощи на федеральном уровне уже реализуется. При МВТУ имени Баумана открыт центр, который будет заниматься созданием информационных региональных центров содействия трудоустройству выпускников в 80 субъектах Федерации. Работодатели получат сведения, где и какие выпускники выйдут из вузов в ближайшие год, два, три. Они за эту информацию уже сейчас готовы платить деньги, более того, содержать эти центры. С другой стороны, ребята-выпускники заранее будут знать, где запрос на них есть, какие требования к ним у работодателей.[b]— Владимир Михайлович, говорят, на вашем рабочем столе лежит подготовленный специалистами прогноз о том, что к 2009 году в российских вузах сократится число студентов в связи с продолжающимся падением рождаемости. Так ли это? [/b]— Проблема падения рождаемости затронет не только вузы, но и среднюю школу. Я недавно вернулся из Иванова, там приняли в этом году первоклассников на 12 процентов меньше, чем в прошлом году. В московские школы пошло в первый класс примерно на 10 процентов ребятишек меньше... Три года подряд идет этот спад. Сейчас в российских школах 21 миллион детей, а к 2009 году будет примерно 14 миллионов... На 33 процента меньше! Насколько придется сократить количество учителей, куда нам их девать? Не везде этот вопрос будет решаться легко. Из 67 тысяч школ страны 46 тысяч — сельские и деревенские. Тогда надо будет либо «сокращать» деревни вместе с родителями и детьми... Коснется проблема и системы профессионального образования, потому что в 2009 году у нас российскую школу окончат 1,3 миллиона детей, а бесплатных бюджетных мест в ПТУ, техникумах и вузах у нас сегодня 1,7 миллиона. То есть, 400 тысяч мест нужно будет сократить, закрыть? Вот сидим, ломаем голову над задачей с многими неизвестными.[b]— Помнится, год назад вы выражали удовлетворение отношением правительства Примакова к образованию. При Степашине, в силу краткосрочности его премьерства, по-моему, все оставалось на том же уровне. Изменилось ли что-нибудь после назначения? [/b]— Заслушав мой доклад о степени готовности школ к первому сентября, Владимир Владимирович тут же подписал тринадцать поручений различным министерствам и ведомствам «по обеспечению нормального учебного процесса». Путин провел у себя совещание с министром финансов Касьяновым и зампремьера Матвиенко по выплате заработной платы учителям. Более того, из-под пера премьера вышло распоряжение о создании правительственной комиссии по разработке национальной доктрины образования в России.В проекте бюджета на 2000 год на образование выделяется на 52 процента по сравнению с нынешним годом. То есть приоритет образования заявлен заранее. Как правило, депутаты склонны добавлять денег на образование. А теперь само правительство, забрав у других отраслей, увеличивает «школьную» долю! Такого давно у нас не наблюдалось.