Вино на оливковом масле

Вино на оливковом масле

Культура

[b]Название выставки, открывшейся на днях в Историческом музее, – «Культура вина» – своей помпезностью может сбить с толку. Особенно если учесть, что речь идет о культуре вина в Италии, средоточии всех специфических особенностей западного Средиземноморья, где виноделие ни больше ни меньше национальный проект.[/b][i]Желающим получить академически полные сведения о проблеме столь серьезной многого ждать не стоит. Речь идет всего лишь об изящном подарке московским любителям всего итальянского.Экспозиция, занимающая только два небольших зальчика, весьма скромна и целью ставит только «сувенирное» знакомство с ролью вина в итальянской культуре. Тем не менее Москва – лишь первый пункт в ее международном турне: потом выставка поедет в Сан-Франциско и Хьюстон, а закончится путешествием в Токио. Как-то спонтанно организаторы решили начать с России, где, кстати, культура потребления вина совершенно не развита до сих пор – мы традиционно предпочитаем пиво или уж совсем крепкие напитки. Для нас и произведения итальянского изобразительного искусства, посвященные «винной» теме, и орудия приготовления вина из винограда – своего рода экзотика.[/i]«В современной цивилизации, – заметил директор русского отдела Внешторга Италии [b]Массимо Мамберти[/b], – есть две великие культуры, нашедшие отражение в кухне: культура вина и культура пива. Это – как кухня на сливочном масле или на оливковом». То есть, разумеется, по-разному, хотя одно ничуть не хуже другого.А без вина итальянцы и в самом деле не мыслят не только жизни, но и национальной культуры. Вспомним, сколько раз героем картин Возрождения бывал Бахус, или Вакх – бог виноделия. А Ганимед, маленький виночерпий Зевса? Увы, большинство из немногих произведений на выставке принадлежат кисти художников второго или даже третьего ряда. Знаменитого Караваджо, которого так ждали, в последний момент решили всетаки не привозить – накануне отправки всей «Культуры вина» в Москву другая картина мастера, такая же редкая и бесценная, вернулась в римскую галерею Боргезе из Милана со значительными повреждениями. Итальянцы перестраховались. Обидно, но понять можно.Однакоитальянская живопись так многообразна и прекрасна, что и второстепенные художники интересны. Хотя работы их выполнены в традиционной манере и известным на весь мир образцам, разумеется, сильно проигрывают. Тем любопытнее рассматривать редкие, но все-таки присутствующие здесь работы мировых знаменитостей. Очаровательный «Вакх» [b]Ренато Гуттузо [/b]– эскиз театрального костюма, соединяющий простую технику акварели с образностью античности. А вот бытовая сценка у сельской харчевни кисти Тенирса-младшего сразу переносит из мифологического мира в самый обыденный: на небольшом полотне – дощатый стол во дворике деревянного уютного трактирчика, за столом усталые путники, которым пожилая хозяйка выносит кувшин с домашним крестьянским вином.А [b]Бартоломео Пинелли[/b], художник первой половины XIX века, написал целую серию, изображающую сборщиков винограда. Изобразил и молоденьких, бойких сборщиц винограда танцующими сальтареллу – веселый танец с прыжками под аккомпанемент неаполитанской лютни, – его танцевали, когда шли через маленькие городки, возвращаясь с горных виноградников прохладным вечером после знойного дня.Тем же, кто не слишком интересуется искусством, кого влечет практическая сторона жизни, предоставляется возможность рассмотреть всю технологию производства вина в деталях.Например, старинный монастырский пресс для выжимки собранного винограда. Спрессованные остатки, падавшие на дно большой корзины, назывались виначче – выжимки. Они подвергались повторному прессованию, после чего в получившуюся винную жидкость добавляли воду. Так получалось медзовино – вино наполовину, то самое простонародное, невыносимо кислое вино, которое продавали прямо на улицах, наливая из деревянных бочонков. Но в итальянскую жару чего только не выпьешь.[b]НА ИЛЛЮСТРАЦИИ: [/b][i]Ренато Гуттузо. Вакх. Эскиз театрального костюма. 1980 [/i]

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse