- Город

И появилась Турандот

Анастасия Ракова: Создаем новую современную инфекционную службу

В Саратове задержаны подростки, готовившие массовое убийство

Летучие мыши могут проснуться раньше времени в Москве

Мария Шарапова объявила о завершении карьеры

Камера сняла побег напавшего с ножом на учительницу школьника

Вильфанд посоветовал россиянам забыть о целине

Чем грозит закрытие сахарных заводов российской экономике

Россиянам напомнили о длинных выходных в марте

«Польша — бандит, а Россия — милиционер»: Марков о высказывании Дуды

Россияне назвали главные причины отказа от предложенной работы

Психологи рассказали о требованиях женщин к современным мужчинам

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Роспотребнадзор предупредил о необычном поведении клещей

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

И появилась Турандот

Историия знаменитой постановки в театре Вахтангова

[b]Вахтанговский театр с легкостью можно было бы назвать именем Турандот. Во всяком случае, перед его зданием на Арбате стоит памятник именно этой капризной принцессе, а вовсе не основателю легендарной труппы.[/b] Впервые персонажи Гоцци появились на здешней сцене в 1922 году. Вахтангова в то время подтачивала болезнь, его дни были сочтены. Как пришло в голову умирающему, мучившемуся болями человеку сотворить искрометную комедию – загадка! Но справился он с этим получше многих здоровых и счастливых режиссеров. Главная задача заключалась даже не в том, чтобы поставить сказку, а чтобы сыграть ее, как актеры итальянского театра – соотечественники Гоцци. Зрители умирали от смеха, глядя на импровизации в стиле комедии дель арте. Изображая характеры-маски, словно дети, резвились и дурачились тогда еще молодые будущий руководитель театра Рубен Симонов, Борис Щукин, прославившийся потом в роли Ленина. В главных ролях зал очаровывали красавец Юрий Завадский и обаятельнейшая Цецилия Мансурова. Когда «Принцессу Турандот» показали перед труппой МХАТа, Станиславский восхитился: «За 23 года существования Художественного театра таких достижений, как этот спектакль, было немного». Но что самое важное, постановку полюбили и простые зрители. Уставшие от разрухи и голода люди шли в театр – умилиться романтической истории любви и восхититься женскими костюмами работы знаменитой Надежды Ламановой. Опьяняющий вальс из вахтанговской «Турандот» (композитор А. Козловский) быстро разучили и начали играть на танцевальных вечерах. В спектакле было много экзотики. Например, наклонная сцена в красочных декорациях авангардиста Игнатия Нивинского – актеры передвигались по ней с необыкновенной легкостью. Этот художник предложил и необыкновенные мужские костюмы. Например, бороды в виде махрового полотенца на резинке. На репетициях исполнители не разобравшись использовали необычный аксессуар в качестве набедренной повязки. При виде «аборигенов» Вахтангов разозлился: «Это ужасно, как мало у актеров фантазии!» У него самого она била ключом. Кому еще могла прийти идея сочетать в костюме главного героя – Калафа – фрак и чалму? И все-таки главный секрет успеха состоял в том, что спектакль возвращал надежду на исполнение мечты – почти исчезнувшую после войн и революций. «Нужно, чтобы зритель поверил, что он, как Калаф, разгадает все загадки, которые предложит ему жизнь в образе прекрасной принцессы!» – говорил Вахтангов. И публику в этом убедили... Вот уж поистине – театр выступал в роли великого утешителя! Через 40 лет Рубен Симонов снова поставил «Принцессу Турандот». Его спектакль принес удачу многим актерам. Молодого Василия Ланового долгое время занимали в Вахтанговском лишь в эпизодах. Он уже собрался сменить место работы, но тут предложили роль Калафа. И он до сих пор в театре. Так же, как и Людмила Максакова, сыгравшая коварную княжну Адельму сразу после окончания вуза. Рубен Симонов на свой страх и риск вводил вчерашнюю студентку на сложную роль, которую в первой вахтанговской постановке исполняла прима с трагическим амплуа Анна Орочко. Из всех театральных работ молодой Юлии Борисовой в первую очередь вспоминается ее Турандот – насмешливая, дерзкая. И для Юрия Яковлева шамкающий старичок Панталоне стал важным этапом в театральной биографии. А Михаил Ульянов повторил историю Рубена Симонова: сначала сыграл одну из четырех итальянских масок, а много лет спустя возглавил театр. В 60–70-е годы, как и в 20-е, на «Принцессу Турандот» валом валил зритель. Причем не только чтобы полюбоваться на любимых актеров. В стране, где каждое слово публичного текста утверждалось в инстанциях, импровизации на сцене воспринимались как чудо. А в этом спектакле веселой актерской «отсебятины» всегда было предостаточно. Знаменитая постановка (но только с участием молодых актеров) на сцене театра идет и сейчас. Ведь вахтанговцы без нее уже жить не могут. Интересно, какой будет «Принцесса Турандот» на Арбате лет этак через сто? [b]На илл.: [i]«Принцесса Турандот». 1963 год. Турандот – Ю. Борисова, Калаф – В. Лановой.[/b][/i]

Новости СМИ2

Алиса Янина

Анти-Грета: у экоактивистки появилась конкурентка

Виктория Федотова

Не портите блинами на кефире ваши отношения

Анатолий Горняк

«Географ глобус пропил»: за что уволили трудовика

Дмитрий Журавлев, политолог

Можно ли считать Эрдогана другом

 Александр Хохлов 

Каждый мужчина должен уметь стрелять

Георгий Бовт

Как высокие налоги мешают нам жить

Мехти Мехтиев

Работы много, народу мало

Солнечное угощение

Талантливый модельер строит успешный бизнес

Любимое варенье писателя

Больше читайте о разных странах и народах