Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Как сэкономить ресурсы и собственные деньги

Общество

[b]В еженедельнике «Вечерней Москвы» ([i]16–22 марта[/i]) стартовала рубрика [i]«Новости реформы»[/i], в которой специалисты Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, а также государственного учреждения «Центр информационного обеспечения и содействия реформе в ЖКХ» рассказывают о том, что волнует горожан: о сути реформирования ЖКХ, о тарифах и льготах по оплате ЖКУ. Сегодняшняя публикация посвящена приборам учета ресурсов.[/b]Программа установки приборов учета ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды) в жилых домах и объектах социальной сферы реализуется в Москве с февраля 2004 года. Это один из важнейших этапов проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства.Программа нацелена на создание таких условий, при которых население платит только за фактическое потребление ресурсов. Кроме того, она позволяет горожанам участвовать в сбережении ресурсов и регулировании их потребления, а также помогает исключить необоснованные платы за протечки на внутриквартальных сетях (от Центрального теплового пункта до дома).[b]Зачем нужны приборы учета[/b]В соответствии с Постановлением правительства Москвы № 77 с февраля 2004 года в столице реализуется Программа установки приборов учета ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды) в жилых домах и объектах социальной сферы (школах, больницах, учреждениях культуры и спорта и других). Финансирование программы осуществляется в основном за счет средств городского бюджета.Программа нацелена на создание условий, при которых жители платят только за фактическое потребление ресурсов. Домовые приборы позволяют разграничить эксплуатационную ответственность между ресурсоснабжащими организациями (которые поставляют их до порога дома) и управляющей организацией внутри дома. Собственники жилья могут устанавливать квартирные приборы учета и оплачивать по их показаниям объемы использованных ресурсов. Помимо этого, по показаниям домовых приборов жители могут контролировать параметры этих ресурсов (например, давление, температуру и пр.), которые существенно влияют на объемы.Установка домовых приборов учета позволяет более эффективно управлять каждым домом исходя из его характеристик, устранять протечки, эффективно заниматься ресурсосбережением, снижая потери и регулируя потребление. Это в конечном счете существенно влияет на оплату коммунальных услуг. Важно, что в условиях роста тарифов, когда именно платежи за ресурсы становятся существенной долей расхода в бюджете каждой семьи, установка приборов и расчет по их показаниям – важная социальная задача защиты населения.[b]Результаты впечатляют[/b]Многие москвичи поняли это по новым платежным документам, в которых оплата показана по приборам учета, и зачастую она значительно ниже нормативных показателей. Так, например, в районе Сокол, в котором почти все жилые дома оснащены приборами учета, анализ водопотребления за несколько месяцев показал, что в целом по району потребление ниже почти на 18% нормативного. Аналогичная картина практически во всех округах. В настоящее время около 87% всех жилых домов Москвы уже оснащено домовыми приборами учета.В планах на 2006 год – завершение работ в этом направлении: установка приборов в домах ЖСК и ТСЖ, организация автоматического съема показаний. Некоторые дома имеют сложные транзитные трассы подключения к источникам ресурсов, и их перекладка требует разработки специальных проектов и значительного финансирования из бюджета.Надо отметить, что программа реализовывалась тяжело, поскольку в каждом округе есть своя специфика и свои проблемы. Выполнение работ осложнялось большим количеством ветхих аварийных домов и малоэтажных строений. Так как приборы устанавливались в подвалах, находящихся в плохом состоянии, работам предшествовал ремонт помещений. Необходимо было провести большую работу по сверке данных об арендаторах в жилых домах и определению потребления ими ресурсов. Проводилась и корректировка договоров, которые они заключали на оплату ресурсов.Но результаты проведенной работы впечатляют. Так, повышенные показания домовых приборов являются сигналом для управляющих организаций: либо в доме протечки, либо много жителей, которые проживают без регистрации и не платят за коммунальные услуги. Мероприятия по устранению в доме протечек, по ремонту сантехнических устройств (регулирование запорной арматуры и др.) сразу демонстрировали разницу потребления по сравнению с нормативами.Собственники московских квартир могут выбирать управляющую организацию, которая уже сегодня (имея домовые приборы учета и контролируя качество ресурсов) может заниматься ресурсосбережением и существенно снижать расходы населения на оплату ресурсов.В этом и состоит одна из задач реформы – плата за фактическое потребление, а не пресловутая модель оплаты 100%. Жители, которые ставят квартирные приборы учета, могут не только меньше платить, но и становятся рачительными хозяевами. Как приобрести прибор учета и кто должен его устанавливать, кто снимает показания и контролирует правильность оплаты – читайте в следующем четверговом номере «ВМ».[b]Ирина ШРАМКО,первый заместитель руководителя ГУ Москвы[/b][i]«Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Москвы»[/i][b]ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ[i]«Для чего устанавливались домовые приборы учета в жилых домах, какие результаты получены и для чего они могут использоваться?[/i]Ирина Ивановна МИХАЙЛЕНКО,Бутово»[/b]Приборы учета ресурсов (горячей и холодной воды, тепловой энергии), устанавливаемые в жилых домах, позволяют прежде всего разграничить эксплуатационную ответственность всех участников предоставления коммунальных услуг: ресурсоснабжающих организаций от Центрального теплового пункта (ЦТП) до ввода в дом, управляющих организаций – внутри дома.Каждый из них может определять сверхнормативные потери в зоне своей ответственности и принимать меры по их снижению.Нормативные потери на внутриквартальных сетях составляют примерно 1%. Однако определить фактические потери можно, только зная разницу между показаниями приборов на ЦТП и суммы показаний домовых приборов во всех строениях, снабжающихся от этого ЦТП. В противном случае ресурсоснабжающие организации не могут целенаправленно проводить необходимые ремонтные работы на внутриквартальных сетях, а затраты относятся в норматив потребления населением. Для примера: разница вышеуказанных показаний на ЦТП № 184 (ул. Генерала Белобородова) в январе 2005 года составляла 7,5%, а уже в феврале после необходимых мероприятий снизилась до 1,9% . Домовые приборы учета позволяют контролировать параметры качества ресурсов. Несоблюдение этих параметров (например, увеличено давление подачи холодной воды, снижение температуры горячей) может привести к увеличению объемов потребления, а в конечном итоге – к увеличению платы. Квартирные счетчики фиксируют только объемы потребления.Важно помнить, что в Москве уже около 80% квартир находится в собственности граждан, а они обязаны заботиться не только о квартирах, но и об общем их имуществе (лестницы, мусорокамеры, вентиляционные каналы, лифты, инженерные коммуникации – словом, все, что находится за обоями квартиры). В соответствии с Жилищным кодексом, действующим с 1 марта 2005 года, собственники должны выбрать способ управления домом. Там, где они этого не сделали, общедомовые нужды на техническое обслуживание дома определяются и рассчитываются структурами органов власти.Это считается жилищной услугой: в разные месяцы размер ее оплаты может быть разным – например, во время ремонта мест общего пользования она может увеличиваться.В местах общего пользования могут быть протечки, неисправное оборудование. Для управляющей организации домовые приборы учета – возможность определить возникшие потери и снизить их. Практика показывает, что в домах с установленными приборами учета потребление воды намного ниже, чем предусмотрено нормативами. Это свидетельствует об изменении культуры водопотребления.[i][b]«Как происходит расчет по показаниям домовых приборов учета?[/i]Александра ИВАНОВА,Бескудниково»[/b]Расчет проводится ЕИРЦ вашего района. От показаний прибора учета воды в доме отнимаются установленные нормативные показатели на общедомовые нужды (5%), затем показания приборов учета арендаторов или собственников жилых и нежилых помещений, затем показатели расчетов для арендаторов и собственников нежилых помещений, а остаток распределяется между остальными квартирами пропорционально количеству жильцов.Расход воды на общедомовые нужды складывается из следующего: – на мытье лестничных клеток, окон, панелей, мусорокамер и лифтов в подъезде; – на промывку и опрессовку систем отопления при подготовке домов к отопительному сезону; – на полив газонов и санитарную уборку придомовой территории в летний период и др. Эти работы входят в техническое содержание и текущий ремонт дома, которые проводят управляющие или подрядные организации, а оплачивают жители в платежных квитанциях.[i][b]Уважаемые Москвичи![/b][/i][i]Правительством Москвы возобновлена работа пейджинговой связи по реформе жилищно-коммунального хозяйства.[/i]Ваши вопросы, предложения, пожелания, отзывы, критика по проведению реформы принимаются по телефону [b]725-26-89 абонент «Реформа»[/b] по рабочим дням с 8-00 до 21-00.По вопросам начислений и перерасчетов платежей за коммунальные услуги обращаться по телефону [b]961-33-28 абонент «ЕИРЦ»[/b] по рабочим дням с 8-00 до 21-00.