Они вольны пачкать, чтобы украшать

Они вольны пачкать, чтобы украшать

Общество

[b]Чтобы распрощаться с унынием коммунистической эпохи, Москва доверяется созидательным тенденциям постиндустриального Запада. Гонимые и осуждаемые от Лондона до Берлина – в том числе и в Италии, – в бывшей советской столице создатели граффити принимаются на работу московской мэрией.[/b]Эта идея пришла мэру Юрию Лужкову. Просматривая нескончаемые списки молодых москвичей, оштрафованных за то, что они пачкали здания, автобусы и поезда, Лужков решил использовать их стремление к самовыражению для борьбы с безотрадностью, которая все еще господствует в обшарпанных и однообразных кварталах города с 15-миллионным населением. Так родился «ПРОЕКТ_FAБRИКА» – первое соглашение между муниципалитетом и группами уличных мальчишек.Отныне каждое утро около сотни подростков, прошедших художественный конкурс, направляются в округа, достают кисти и краски и приступают к работе. Следуя списку, составленному мэрией, они улучшают внешний вид жилых домов, промышленных зданий, станций, мостов и подземных переходов.Мэр выдвинул лишь одно условие: они могут рисовать все что угодно, включая сюжеты, разоблачающие несправедливость, все еще царящую в постсоветской России.Первый эксперимент на знаменитых Патриарших прудах, куда Булгаков поселил своих Мастера и Маргариту, оказался успешным. Мэрия попросила преобразить десятки скамеек, уже полуразвалившихся – как и все то, что находилось в компетенции коммунальных служб. Так появилось на свет невиданное произведение искусства: скамейка за скамейкой – осуждение возврата к советской ментальности в стране. Но полемика, разгоревшаяся после этого на страницах симпатизирующих Кремлю изданий, не привела к закрытию проекта.Опираясь на данные опросов, согласно которым 80% москвичей считают город «потенциально красивым, но в реальности ужасным», Лужков пошел дальше. Еще 200 художников, расписывающих стены, были приняты в проект «Игра третьего тысячелетия» и направлены в окраинные районы. В результате было покончено с непристойными надписями, и кошмар превратился в прекрасный сон. Стена электроподстанции стала березовым лесом, Сыромятнический автомобильный туннель – небом, сливающимся с горизонтом. Бараки в Басманном округе превратились в дискотеки hi-tech, летающие башмаки-автомобили, тропические джунгли и виртуальные сюжеты, изрыгаемые телевизорами и компьютерами. Около 30 подземных переходов с цементными стенами превратились в постоянные выставки современного искусства. В выходные дни появляется огромная толпа посетителей, и художники-авангардисты и владельцы художественных галерей занимают обновленное авторами граффити пространство для импровизированных выставок. Частное предприятие распространяет путеводитель по граффити в столице, предлагаются маршруты и гиды.Гвоздем программы стали хрущевки в Черемушках. В этом рабочем квартале на юге Москвы около 20 жилых домов эпохи Хрущева, с квартирками по 30 квадратных метров на семью, были украшены изображениями животных. Те, кто раньше обитали за отвратительными стенами, отделанными мелкой керамической плиткой, теперь живут в животе гиппопотама или взобравшись на шею жирафа, или летают на крыльях лебедя, или скачут на спине динозавра.Это необычное зрелище, и таксисты уже предлагают посетить «самый большой зоопарк в мире». А между тем в столице строятся 32 небоскреба в 50 этажей, запланировано строительство 178 башен высотой более 300 метров. А мэрия решила предоставить в распоряжение молодых и «священные стены» великолепного сталинского метро. Каждая станция будет отражать некую нынешнюю проблему, увязанную с мозаичными и расписными темами советских времен.От реального социализма – к креативному посткапитализму.[b]Джампаоло ВИЗЕТТИ[/b]([i]La Reppublica, Италия, 13 апреля[/i])[b]Перевод InoPressa.ru[/b][i][b]От редакции «ВМ»:[/b] Имидж города зависит не только от показателей его экономики и демографии. В первую очередь, он зависит от того, как к нему относятся его жители – любят или нет. Потому что если они любят свой город, то украшают его сами, по собственной инициативе, без понуканий. От властей города зависит, угаснет ли этот людской энтузиазм от невнимания к нему или воплотится во что-то интересное. Такое, что удивляло бы даже привычных к изобилию искусства вокруг себя итальянцев, прочитавших о московских граффити в газете «Република».[/i]

Google newsYandex newsYandex dzen