- Город

Распутин русской философии и публицистики

Анастасия Ракова: Создаем новую современную инфекционную службу

В Саратове задержаны подростки, готовившие массовое убийство

Летучие мыши могут проснуться раньше времени в Москве

Мария Шарапова объявила о завершении карьеры

Камера сняла побег напавшего с ножом на учительницу школьника

Вильфанд посоветовал россиянам забыть о целине

Чем грозит закрытие сахарных заводов российской экономике

Россиянам напомнили о длинных выходных в марте

«Польша — бандит, а Россия — милиционер»: Марков о высказывании Дуды

Россияне назвали главные причины отказа от предложенной работы

Психологи рассказали о требованиях женщин к современным мужчинам

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Роспотребнадзор предупредил о необычном поведении клещей

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

Распутин русской философии и публицистики

Исполнилось 150 лет Василию Розанову

[b]Как определить Розанова? Кто он? Философ, религиозный мыслитель, писатель, публицист, эссеист – все это правильно, но как-то обще и расплывчато. Розанова называли и «русским Ницше», и человеком с «двоящими мыслями», и «шелудивой собакой». Леонид Андреев назвал его даже Распутиным русской философии и публицистики.[/b] Розанов родился шестым ребенком в многодетной православной семье бедного провинциального чиновника. В 14 лет остался круглой сиротой, и опеку над ним взял старший брат Николай. Среднее образование получил в классических гимназиях Костромы, Симбирска и Нижнего Новгорода. «Гимназия была отвратительна», – вспоминал Розанов. За неуспеваемость во 2-м и 8-м классах оставался на повторный курс. Но, плохо учась в гимназии, он много и плодотворно занимался самообразованием, осваивая мировую культуру. «Из всей действительности любил только книги», – еще одно признание Розанова. В 26 лет, в 1882 году, Василий Розанов окончил историко-филологический факультет Московского университета со степенью кандидата. Ему предлагали остаться на кафедре, но он отказался от академической карьеры и уехал в Брянск, где стал учителем истории и географии. В 1883 году переезжает в Петербург и служит в департаменте железнодорожной отчетности. («Служба была так же отвратительная для меня, как и гимназия».) В мае 1899 г. он оставляет службу и по приглашению Алексея Суворина становится постоянным сотрудником газеты «Новое время», где работает до ее закрытия в октябре 1917-го. Розанов писал в газету через день на самые разнообразные темы: школа, церковь, семья, брак, незаконнорожденные дети, народный быт, война и мир, русская жизнь и культура, литература. Его читали взахлеб, и вскоре он получил широкую известность. В 1912 году вышла книга «Уединенное» – это уже был «чистый» Розанов, здесь он не только «шалил» и «дурачился», но и нарочито всех шокировал своими откровениями и парадоксами. «Уединенное» вызвало взрыв негодования и осуждения в литературных кругах и среди читающей публики. Автора обвиняли в цинизме, имморализме, беспардонности и прочих смертных грехах. Но Розанов не сдавался и продолжал гнуть свою линию: в том же 1912 году вышли «Опавшие листья» («Короб первый»), в 1915-м – «Короб второй и последний», затем – «Сахарна», «Мимолетное». Все эти книги удивляли, изумляли, обжигали и у многих вызывали чувство протеста, в них Розанов не только обнажил свою душу («моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти»), но и высказался по всем животрепещущим проблемам России, которые остаются злободневными и сегодня. Вот лишь одна «тряская фразочка» Розанова (по выражению Андрея Белого) на тему «Россия и русский народ»: «Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это – Россия. Но глупые дети все растратили. Это – русские». Нельзя обойти молчанием отношения Розанова к евреям, его густой антисемитизм, особенно проявившийся в «деле Бейлиса», когда по существу в одиночку Розанов противостоял всему демократическому лагерю. «Всю жизнь Розанова мучили евреи, – писала Зинаида Гиппиус. – Всю жизнь он ходил вокруг да около них, как завороженный, прилипал к ним – отлипал от них, притягивался – отталкивался…» Когда к власти пришли большевики и закрыли газеты, в которых Розанов работал, он с семьей впал в нищету и уехал из Петрограда в подмосковный Сергиев Посад. В «Апокалипсисе нашего времени», оценивая создавшуюся в России после революции ситуацию, он делает парадоксальный вывод: «Собственно нет никакого сомнения, что Россию убила литература». Осенью 1918 года, бродя по Москве, Розанов пришел в Кремль и заявил: «Покажите мне главу большевиков – Ленина или Троцкого. Ужасно интересуюсь. Я – монархист Розанов». Однако ни Ленина, ни Троцкого ему «не показали». Между тем положение Розанова было отчаянным: жена была почти инвалидом, дочери не имели никаких практических навыков в добывании средств к существованию, о Василии Васильевиче и говорить не стоит – он был вне быта. Все это привело к тому, что в ноябре 1918 года у него случился инсульт, или как он продиктовал в своей «предсмертной воле»: «Я постигнут мозговым ударом». В конце ноября 1918 года в петербургских кругах даже распространился слух о расстреле Розанова, который докатился до Киева, где в газете «Русский голос» появилась гневная статья Ильи Эренбурга. Но Розанова не расстреляли, его убила… Россия. Развалился привычный мир, и философ оказался в муке и боли при крайней степени нужды. Ему пытались помочь (Горький прислал деньги), но было уже поздно. 23 января (5 февраля) 1919 года отец Павел Флоренский прочитал отходную, и Розанов тихо, незаметно умер, немного не дожив до 63 лет. Он умирал в холоде, его накрыли всеми шалями и шубами, а на голову надели нелепый розовый капор – последняя усмешка рока. Зато гроб «попался ему изысканный: выкрашенный фиолетово-коричневой краской, вроде иконной чернели, как бывает иногда очень дорогой шоколад, с фиолетиной, и слегка украшенный крестиком из серебряного галуна…» (из письма Павла Флоренского Михаилу Нестерову). Похоронили Розанова без официальных речей, он этого очень не хотел: «Если кто будет говорить мне похвальное слово «над раскрытой могилой», то я вылезу из гроба и дам пощечину». Его могила оказалась рядом с могилой религиозного мыслителя и публициста Константина Леонтьева. Но ни та, ни другая не сохранились – в 20-е годы Черниговское кладбище было разорено. В СССР противоречивое творчество Василия Розанова оказалось под запретом, хотя следы его влияния можно обнаружить в произведениях самых разных, в том числе и абсолютно советских, писателей. Лишь с конца 80-х годов его активно начали издавать, но «весь Розанов» – все еще дело будущего. В заключение вот вам характерный для В. В. Розанова парадокс: «Что делать?» – спросил нетерпеливый петербургский юноша. – Как что делать: если это лето – чистить ягоды и варить варенье; если зима – пить с этим вареньем чай». [b]На илл.: [i]О. Кандауров. Василий Розанов.[/b][/i]

Новости СМИ2

Алиса Янина

Анти-Грета: у экоактивистки появилась конкурентка

Виктория Федотова

Не портите блинами на кефире ваши отношения

Анатолий Горняк

«Географ глобус пропил»: за что уволили трудовика

Дмитрий Журавлев, политолог

Можно ли считать Эрдогана другом

 Александр Хохлов 

Каждый мужчина должен уметь стрелять

Георгий Бовт

Как высокие налоги мешают нам жить

Мехти Мехтиев

Работы много, народу мало

Солнечное угощение

Талантливый модельер строит успешный бизнес

Любимое варенье писателя

Больше читайте о разных странах и народах