На погляд и на продажу

На погляд и на продажу

Культура

[i]«Скорее жив, чем мертв» – говорили о современном русском искусстве еще несколько лет назад. Судили специалисты. На нынешней «Арт-Москве» и непосвященному ясно: пациент бодр как никогда.[/i][b]И наших уже подделывают[/b]Дело не только в обнадеживающей статистике ярмарки. Хотя и она говорит за себя: в 1996 году среди участников было всего около 20 галерей. А сейчас их порядка семидесяти. Так что под «Арт-Москву» отданы почти все залы ЦДХ.Но все-таки вся соль в качестве выставки. Ее общий уровень довольно высок. Приятно видеть и около десятка имен наших современных знаменитостей. В смысле, тех авторов, которых узнают уже не только в родных палестинах, но и за рубежом. На пресс-конференции Марат Гельман сказал, что видел недавно в Берлине поддельные работы нынешних русских художников. Ну чем не признание? У тех посетителей «Арт-Москвы», кто ни одной отечественной арт-звезды не знает, есть возможность быстренько наверстать упущенное. Надо просто пойти в раздел Фонда культуры «Екатерина» – там собраны все сливки.Этот фонд основала чета коллекционеров Екатерина и Владимир Семенихины. Сейчас их собрание русского авангарда – одно из лучших в стране. А на ярмарке они в рамках некоммерческого проекта показывают около 30 работ наших современников.Здесь и поролоновая влюбленная парочка Сергея Шеховцова. И Ленин, переворачивающийся в гробу, – хитрая находка группы «Синие носы». И собака, снесшая в работе Олега Кулика золотое яичко под восторженными взглядами забавных деда, бабки и внучки. И лозунг «Слава героям концептуализма!» на фоне снежной равнины – додумались же Владимир Дубосарский с Александром Виноградовым… Недалеко от картин и объектов – монитор. На нем каждый из авторов рассказывает минут по пять о своем творении. Просвещение – дело благородное, хоть и не всегда благодарное.[b]Мани, мани, мани[/b]По словам организаторов «Арт-Москвы», в России сейчас около 30 серьезных коллекций современного искусства. Собирать его вошло в моду. Так что устроители ярмарки надеются, что выставленные на продажу объекты, картины, инсталляции и фотографии найдут покупателя.Торгануть своими работами в Москву потянулись и иностранцы. Ни много ни мало как из 13 стран. Здесь и дальнее, и ближнее зарубежье: Великобритания, Франция, Италия, Китай, Латвия, Украина... Их собрания не выделены в отдельную резервацию, а перемешаны с российскими экспозициями. Исключение составляет огромный коллективный стенд одиннадцати галерей из Северного Рейна-Вестфалии.Концепцию нынешней «Арт-Москвы» сформулировал глава ее компании-устроителя «ЭКСПОПАРК» Василий Бычков. «В прошлом году ярмарка была политизированная. Сейчас – коммерциализированная. Захотелось поговорить о деньгах».На экспозиции его слова мгновенно всплывают в памяти, как только оказываешься перед картиной Николая Наседкина, написанной… нефтью. А если серьезно, то на ярмарке много поп-арта, свидетельствующего о сытой и благополучной жизни. С аллюзиями на рекламу, напоминаниями о дорогих курортах, пышных блондинках и мультяшных героях. Увы, все это говорит о том, что умами накрепко овладел телевизор. Между прочим, изображения сцен насилия и катастроф на «Арт-Москве» воспринимаешь довольно равнодушно. Как и кровавые сцены на голубом экране, которые показывают каждые полчаса, и уже невозможно сопереживать всем.[b]С ВИП-картой и без[/b]Оглядка на телевидение и компьютерные технологии – видеоарт, бурно развивающийся сейчас в России. Его представляет некоммерческая программа ярмарки «Да будет видео!». По словам ее куратора Антонио Джеузы, это самая большая ретроспектива отечественного видео-арта за последние десять лет.Лозунгу «Все лучшее на всеобщее обозрение!» на «Арт-Москве» противоречит только зона Art Moscow Lounge. Она предназначена для встреч и переговоров галеристов. Оформляли ее известные барселонские дизайнеры – дуэт MAXALOT. Увидев через распахнутую дверь зала авторские принты, посетители ярмарки рвались их посмотреть. Но натиск сдерживал охранник, приговаривая: «А вот купите ВИП-карту, тогда и пройдете!» Сценка из серии «искусство не для всех» вызывала обиду.Впрочем, это частность, а в целом «Арт-Москва» поднимает настроение. Те, кто в последний год не дошел до каких-то важных выставок, могут посмотреть отдельные наиболее интересные выжимки из прошлых экспозиций.А еще есть возможность увидеть что-то совсем новое, сделанное специально к ярмарке. Как, например, проект Андрея Бартенева, представленный галереей «Роза Азора».Здесь же – работы живого английского классика Эндрю Логана, которого Бартенев считает своим учителем. Удивительной красоты зеркальные портреты. Королева Елизавета с загадочной улыбкой на устах. Грустный Элвис и веселый Гагарин. И хорошо растиражированный образ Ленина, но с едва уловимым вампирским оттенком в лице. Его сообщает красный цвет глаз, заметный далеко не сразу.Коль скоро речь зашла о классике, нельзя умолчать о соотечественниках. На выставке – очень неплохой исторический раздел с работами шестидесятников: Анатолия Зверева, Михаила Рогинского, Дмитрия Плавинского, Владимира Немухина, Владимира Вейсберга.[i]Выставка-ярмарка открыта до 21 мая[/i][b]На илл.: [i]Дмитрий Шорин. «Аэрокобра». 2004 г.[/b][/i]

Google newsGoogle newsGoogle news