Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Михаил Булгаков

Михаил Булгаков

Почему раньше кошек заводили гораздо реже?

Почему раньше кошек заводили гораздо реже?

Республика Дагестан. Часть2

Республика Дагестан. Часть2

Дневной сон

Дневной сон

Каток ВДНХ

Каток ВДНХ

История «Вечерней Москвы»

История «Вечерней Москвы»

Республика Дагестан

Республика Дагестан

Медленный туризм

Медленный туризм

Осенние блюда

Осенние блюда

Маяковский и «Вечерняя Москва»

Маяковский и «Вечерняя Москва»

Мы не христиане, мы язычники

Развлечения
Мы не христиане, мы язычники

[i]Что общего между художником и ООН? Любовь к искусству. Картина «Равнодушно смотрящие» Михаила тоже Николаевича Ромадина (в данном случае отчество — не просто знак уважения, а указание на преемственность поколений: и отец Михаила был «потомственный живописец») преподносится правительством России в дар ООН. Произойдет сие событие в ближайшем будущем — само полотно уже в Женеве. Пользуясь столь удобным информационным поводом, мы и решили «попытать» именитого академика (правда, бельгийского), лауреата госпремий (наших) и прочая, прочая, прочая...[/i][b]Из дальних странствий… [/b]— Каждый раз, когда возвращаюсь из странствий в Москву, слышу о себе всякое. Я, мол, голодаю или даю уроки игры в гольф в Австралии... Кроме сплетен, слушаю «Свободу». Причем уже очень давно, с советских времен, когда в Москве ее глушили. У меня ведь есть домик под Тверью — там и ловил.[b]Я не знаю, где живу — А за рубежом вас за кого принимали? [/b]— За художника. В Севилье на моей выставке «Три поколения русских художников Ромадиных» к нам подошла герцогиня Альба, скромная женщина в сером платье. У нее во дворце в Мадриде — залы Веласкеса, работы Рубенса — копии с Леонардо... Есть там и морской журнал Колумба, который он вел во время путешествия — страницы из тонкой кожи, на них Христофор впервые нарисовал очертания нового берега. Три моих акварели с сюжетом русской деревни герцогиня приобрела. Сказала, что очень любит Россию и хочет сделать у себя русский зал.[b]— В Париже у вас мастерской нет? [/b]— У меня там ничего нет, я вообще не знаю, где живу...[b]— То есть? [/b]— Когда я попадаю в Париж, все деньги трачу на «продвижение». Моя задача — донести до европейцев нашу живопись, ведь в тех толстых томах об искусстве, которые ТАМ написаны, практически нет имен ни советских, ни русских художников. Уже семь лет мы выставляемся в Париже — в Осеннем салоне и Салоне Независимых. Вообще салоны проводятся круглый год — де Марс, антикварный, молодых художников...В салоне де Марс, допустим, доминируют абстракционисты. А у меня хоть и абстрактная основа у картин (я через это увлечение прошел), но все равно — это немножко не то, чем я занимаюсь сейчас. Поэтому в де Марс не выставляюсь.[b]— То есть вы такой благополучный художник, имеете возможность выбирать? [/b]— Что значит — благополучный? Все же относительно. Раушенбергу платят 200 тысяч долларов за работу. Я плохой коммерсант, я умею рисовать картины, но не умею зарабатывать деньги. У меня не автомобиль, а сплошные дырки. Я на нем написал: «В ремонт» — и езжу, прячась за автобусами.[b]Наши [/b]— На последнем салоне выставлялись тридцать русских художников. Но беда вся в том, что мы разобщены, никто друг друга не знает... Каждый раз, когда открывается какой-нибудь музей, в салоны приезжают покупать картины. И вот делегация идет по павильону и видит отдел: «Болгарское искусство». Берут, покупают, идут дальше. Словения, Чехия — то же самое... Мы спрашиваем: а что ж вы русских художников не покупаете? Все-таки наше искусство более значимо, чем искусство Словении! В ответ нам: а где вас найти? Вот чехи объединились, выставили два щита рядом, выкатили бочонок вина, печенье... Ничего особенного, маленький прием, но всем очень приятно. Мы же страшно разобщены.Как и в жизни.[b]Воспоминания [/b]— Кое-что из своих иллюстраций к книгам до сих пор вспоминаю. Я в 1960-е оформлял сборник бурятского поэта Набжила Небуева. Он ведь в двадцать один год покончил с собой. Этого мальчика исключили из Литературного института за публикацию в журнале «Байкал» — такой относительно свободный был «орган».В общем, у меня с каждой картиной связаны воспоминания. Например, огромную акварель «Даллас» я делал из офиса своего приятеля в выходной. И когда я услышал, как по пустому коридору кто-то идет, обмер. Не избежать объяснений: кто я такой, что здесь делаю! Действительно, заглянул полицейский. Он посмотрел на меня, удалился. Так. Что-то будет. Он вернется. И действительно — вернулся. Принес кока-колу и чипсы.[b]Школа — Ваша жена тоже художник. Как вам удается делить домашнее пространство? [/b]— Вита (Виктория Духина. — Авт.) работает дома, не в мастерской. Она стала замечательным художником. Несмотря на то, что живописью занялась недавно. Была и актрисой, и журналистом, и сценаристом. Она вообще молодец — такой вечный студент.[b]— А вы? [/b]— Я нет, нельзя сказать, что так уж учиться люблю. Я и в школе плохо учился. Хотя к отцу приходили наши корифеи, и я уже тогда мог все что угодно у них спрашивать. У Корина, Альтмана, Кузнецова, Тышлера. С отцом же мы вели вечные идеологические сражения.А ВГИК... Он в нас воспитал интернационализм! У нас учились Дима Девяткин, ныне американец, Шавкат Абдусаламов из Узбекистана. Китаец Лю Чжи Чан, следы которого затерялись в годы культурной революции. Москвичи, мои друзья. Гена Шпаликов, скажем.[b]Друг [/b]— С Андреем Тарковским мы не только дружили. Вместе работали. В «Солярисе» я был главным художником. Андрей не просто одобрял мои работы, а то, что я делал и утверждалось. Сразу же. Просто одно дело — совместная работа, другое — дружба. Смешивать два эти понятия — значит потерять и коллегу, и друга. Так мы и разошлись. Духовное общение не надо разрушать деловым, корыстным... Как же упоительно мы общались! Собирались вместе с ребятами, читали пьесы, хвастались, кто что нового из книжек достал. Это было просто удивительно! Чем занималась молодежь, представляете? [b]Родина слонов [/b]— Хотя время вообще-то было гадкое. Я имею в виду брежневскую эпоху. Какие-то партийные организации решали за тебя, что тебе делать и как жить, хотя ни ты, ни твой отец, ни жена никогда ни в каких партиях не состояли. Правда, удалось тогда побывать в Индии — единственной стране, куда выпускали, не оставляя заложника в Москве. Отправляясь в Индию, впервые и единственный раз по командировке Министерства культуры, я прошел «инструктаж». Меня учили объяснять миролюбивую политику партии. А в Индии на выставке советских художников нам задавали совсем другие вопросы. Ну, например: «Обитают ли в Советском Союзе слоны?».[b]— Понравилось в Индии? [/b]— Конечно.[b]— А грязь? [/b]— Грязь — это нормально. Это пыль веков. Правда, работая там, я заболел какой-то дикой заразой, у меня распухла рука — от кисти до локтя. Думал, придется ампутировать, хотел было лететь домой — делать операцию, но потом понял: лечиться нужно там, где заболел. И меня отвели к «гуд доктор». На площади под тентом на четырех подпорках сидел старик. Посмотрел мою руку, покачал головой, велел глотать каждые три часа какие-то оранжевые таблетки. И все прошло. За два дня. Да оттуда, из Индии, мы и вышли.И наша религия — больше языческая, чем христианская. Даже в русских деревнях это видно. Приезжаешь к хозяйке тете Маше в деревню и узнаешь, что у нее за печкой домовой живет. Или вот парень мне рассказывал, как он русалку поймал. Почти все их байки стали потом моими работами.Понимаете, все живо. Язычество — не ужасы, как принято думать, а самая экологичная религия. Ведь раньше у древних славян ни одного дерева нельзя было срубить без того, чтобы не попросить прощения у духов.А из чего выросла русская литература? Из язычества! Даже Гоголь. Самая христианская его книга — «Выбранные места» — она же самая слабая! Ведь когда он ее писал, он мучился: цель христианская, а душа языческая! А его «Мертвые души» — это фантастические духи, населяющие Россию. Я не такой уж язычник, просто хочу защитить древнее верование русских людей от поклепа! [b]Дружба народов — Так как все-таки ваша работа попала в ООН? [/b]— Я был участником выставки во Дворце Наций, посвященной пятидесятилетию ООН, в которой участвовали по 50 художников со всего мира. Директор Всемирного экономического форума д-р Шваб пригласил меня выставить мои работы в Давосе.А на следующий год я получил приглашение организовать свою персональную выставку во Дворце Наций, с которой принято оставлять одну работу в дар ООН. Причем в ООН четкие требования: на картине не должно быть голых баб, религии, политики.Я и выбрал «Равнодушносмотрящих». Решил, что картина по своей тематике подойдет. Причем атомный взрыв — не самое главное, идея картины — контраст резкого драматического действия и полного покоя.[b]— А вас не смущает работа на политическую организацию? [/b]— А какая там у них политика? По-моему, это единственная организация, которая примирением, а не политикой занимается.[b]— Саддам Хусейн не одобряет.[/b]— Саддам мне не указ, слава богу.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.