Под ручку – с «Сонькой»
[b]Не претендуя на звание произведения искусства, «Сонька ЗР» стоит в одном ряду с «Бригадой», «NEXT», «Бароном» и прочими сериальными творениями, прославляющими «высокое» звание вора.[/b]Софья Ивановна Блювштейн, в девичестве Шейндля-Сура Лейбовна Соломониак, жила воровской жизнью и умерла вполне заслуженно – всеми забытая, в грязи и нищете – на каторге. Никакого сочувствия к этой особе нет и быть нет должно. Тем не менее создатели сериала сознательно героизировали ее образ. Вот на этом и остановимся, чтобы ответить на два главных вопроса: героиня ли Сонька и зачем понадобилось создавать ее героический образ? Автор этой статьи имел возможность ознакомиться с оригинальными – ныне утраченными – материалами «по делу Соньки Золотой Ручки».Как жаль, что большая часть этих материалов погибла во время пожара в санкт-петербургском архиве, залитая водой ретивых огнеборцев! Впрочем, даже то, что осталось, дает основание сделать однозначный вывод: Сонька ЗР – отпетая мошенница и воровка, не имевшая даже приблизительного представления о чести. Никакого сочувствия и жалости эта махровая уголовница не вызывает.Судите сами: кто были ее жертвы? В основном те, кто имел неосторожность ей довериться. Сонька – типичная «воровка на доверии». Она использовала самое чистое чувство – веру в человека, чтобы нагло и подло обманывать людей. Как видно, создатели фильма понимали, что полностью обелить Соньку не получится. Поэтому в фильм ввели линию Сонькиного «противостояния» ворам-профессионалам из какой-то мифической криминальной конторы. Естественно, все они мужчины, и каждый готов ее ударить. За всем этим дешевым мелодраматизмом как-то теряется факт, что сама Сонька стократ лишенная и намека на благородство.Смотрите: даже невзрачный юнкер, открывший душу Соньке, ограбившей его, и тот вызывает сочувствие. Но с точки зрения создателей сериала герой любого времени – тот, кто использует глупую людскую доверчивость, и сопрет сбережения всей чьей-то жизни, чтобы промотать их в кабаке.Если авторы призывают нас окончательно расстаться с верой в человека, то им это удалось блестяще.Итак, Сонька – не героиня. Полутораметровая воровка с бородавкой на щеке – не Мата Хари. Да и Сонькино знание языков было далеко от идеального и производило впечатление разве что на приказчиков ювелирных лавок. Сонька – это часть ложноромантичного воровского фольклора, «шансонный» персонаж. Ничего, кроме отвращения она не вызывает. Но почему понадобилось извлекать этот побитый молью персонаж из старого сундука?