Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Лицо московской национальности

Общество
Лицо московской национальности

Москва всегда была многонациональной, и все мирно уживались: узбеки, украинцы, русские, татары, армяне и т. д. Армянский переулок, Китай-город, Большая и Малая Грузинская – без них Москва не Москва, так же как и без тех москвичей, в честь кого они были названы. Но как-то незаметно московское радушие сменилось ворчливым «понаприехали», да и гости почему-то не по-доброму косятся на хозяев. И вроде бы графы пятой в паспорте давно нет, а национальный вопрос все не дает нам покоя. «Семья русских снимет квартиру…», «Приглашаются на работу лица славянской внешности…» Почему мы так боимся приезжих? Сколько мигрантов может «переварить» Москва? Что о нас, москвичах, думает дворник из Узбекистана? А сами-то мы, москвичи, какой национальности? Много сложных и больных вопросов накопилось и «у нас», и «у них» – вот видите, рука сама выводит этакое деление…[b]За ответами мы направились к председателю Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексею Александрову.[/b][i][b]Разнорабочие на смену элите[/i]– Ваш комитет работает в Москве уже много лет. А как бы вы ответили на вопрос: что такое национальная политика в столице, есть какое-то четкое определение?[/b]– Вернее будет говорить о политике в сфере межэтнических отношений. Москва – крупный город, в котором живут более 10 млн человек, это представители 168 национальностей. Национальную политику здесь нельзя проводить по трафарету, применимому к государству в целом. В мегаполисе своя специфика: здесь проживают не народы, а москвичи разных национальностей. Поэтому решения в этой сфере должны быть направлены не столько на урегулирование отношений между разделенными группами, сколько на урегулирование социальных отношений. Иными словами, решаем вопросы, связанные с национальными различиями, там, где они реально присутствуют; и пытаемся нивелировать их там, где они надуманны.В городе реализуется программа «Москва многонациональная», суть которой можно выразить так: все мы – лица московской национальности.[b]– Но тем не менее москвичи не встречают с распростертыми объятиями приезжих из-за рубежа. Мол, приезжие занимают рабочие места, из-за них не поднимают зарплату, они лучше устраиваются в жизни… в общем, «понаприехали тут!» А мигранты все едут и едут в город больших возможностей – Москву.[/b]– Мигранты – особая проблема. В городе действует трехлетняя миграционная программа. Однако полномочия Москвы, как и других субъектов Федерации, в этой области очень узкие. И все-таки самая главная проблема в другом: сегодня нет четкой государственной миграционной политики. Существовала федеральная целевая миграционная программа, но в 2001 году она была отменена.[b]– Правда ли, что сейчас в Москву едут совсем не те люди и не за тем, что 10–20 лет назад?[/b]– Раньше в Москву, да и в другие крупные города приезжала элита – хозяйственная, научная, культурная. Они несли свою культуру, впитывали русскую и дополняли ее, поэтому и восприятие приезжего было другим. Сегодня в основном приезжают разнорабочие. Подавляющее большинство мигрантов – из самых бедных слоев общества, из деревень, аулов и т. д. Причем это молодые люди, которые выросли уже в постсоветский период, когда в их странах был взят курс на узкую этнизацию, отрицание русского. Половина из этих приезжих русского языка уже не знают, и это очень большая проблема![b]– Надо сказать, что и москвичи не слишком гостеприимны.[/b]– Это связано со многими причинами. Но в основном – с социально-экономическим фактором, который отражается на межэтнических отношениях. Здесь еще влияние некоторых безответственных деятелей, которые используют тему межэтнических отношений в достижении своих узкополитических целей, и, конечно же, СМИ. В наше время именно они во многом формируют ценности и установки. Кроме того, в стране нет четкой миграционной политики.Город за счет мигрантов пополняет в основном, как выражаются эксперты, нижние страты, которые и так велики.[i][b]Будут ли у нас «Вьетнам-город», «Узбек-город», «Таджик-город»?[/i]– Но правда и то, что мигранты не вживаются в московскую среду… А у нас ведь есть поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не лезут![/b]– Это общемировая практика: мигранты стараются жить анклавно, потому что очень часто этническая солидарность дает больше, чем государство. Мигранты из стран СНГ, как правило, не поедут туда, где у них нет родственников или земляков: ведь без предварительной договоренности и помощи соотечественников их поездка будет обречена на неудачу. Часто эти люди скученно живут в квартире, доме, бытовке, иногда по 20–40 человек в одной комнате. Контакта с местным населением у этих приехавших подзаработать нет из-за известных проблем с языком. К москвичам они относятся как к людям из чуждой среды. И вот, отработав несколько месяцев, эти мигранты возвращаются домой. Как вы думаете, с каким чувством к России и русскоязычным соседям? Более того, мигранту не создаются нормальные условия для проживания, поиска работы, защиты его прав в трудовых конфликтах.Наш комитет предлагает, и это предложение будет доложено мэру Москвы, создать миграционный терминал, в котором будут действовать филиалы государственных служб, работающих с мигрантами, вестись информационная, координационная работа.[b]– Миграция последних лет сильно изменила лицо города. В некоторых районах южан больше, чем коренного населения, другие районы так и хочется назвать как-нибудь «Вьетнам-город» и т. д.[/b]– Но это сильно преувеличено. Москва за свои 860 лет научилась делать из мигрантов москвичей. Изменения в этнической структуре города, конечно, происходят. В целом доля представителей разных национальностей за 13 лет, с 1989 по 2002 год, выросла с 10,3% до 15,2%. По имеющимся данным, в столице в 12 раз возросла численность таджиков, в 7 раз – чеченцев, в 5 раз стало больше азербайджанцев, в 2,8 раза – армян, в 3 раза – грузин.[b]– Бытует мнение, что выходцы из южных районов любят селиться на юге Москвы, украинцы на западе. Это так? Где приезжих больше всего?[/b]– По данным экспертов, самый многонациональный округ – Западный. Количество нерусских жителей здесь уже превысило пятую часть населения, но большая их часть – украинцы, которые внешне, по языку и культуре почти не отличаются от основной массы москвичей.Северо-Западный округ так же многонационален. Нерусские жители в нем составляют 17,4% населения. Юго-запад, юг и юго-восток, несмотря на распространенное мнение о перенаселении их мигрантами, по своему этническому составу близки к средним значениям по городу. А вот в Восточном административном округе наиболее сложная этническая структура. Здесь преобладают представители Закавказья, Средней Азии, Китая, которые во внешнем облике и повседневном поведении достаточно резко контрастируют с «коренными» москвичами.Доля приезжих из-за рубежа ниже всего в центре и на северо-востоке столицы. На северо-востоке столицы самыми «русскими» районами являются окраины: Бибирево, Отрадное, Южное Медведково, Лосиноостровский и Лианозово. А в центре – такие «пролетарские» районы, как Таганка, Пресня, Хамовники.[i][b]Париж от Москвы кое-чем отличается[/i]– В Европе довольно остро стоит миграционный вопрос: с одной стороны, приток рабочей силы необходим, с другой – погромы, волнения, изменение национального облика городов – вспомним Францию. Европейское миграционное законодательство проще или строже российского?[/b]– У нас другое законодательство, отличное, например, от французского. Близкие к нам проблемы Франция испытывала в 60-х годах. Но сегодня, чтобы трудовому мигранту въехать во Францию, нужно пройти многочисленные собеседования, проверки – эта система носит жесткий разрешительный характер. Попав на территорию Франции с трудовой визой, вы практически уравнены в правах с французами. Через год в органах местной власти необходимо подтвердить, что у вас не было проблем с полицией, налоговой службой, что вы заплатили в бюджет Франции все причитающиеся деньги, условно говоря: доказать, что вы любите ее больше, чем свою родину, и только во Франции вы можете жить и работать. После этого с санкции местной власти региональные принимают решение о продлении разрешения находиться на территории Франции с правом работы. Выстроена очень жесткая разрешительная система.[b]– Российские порядки мягче?[/b]– В России очень либеральный порядок – въезд через границу для граждан СНГ, кроме Грузии и Туркмении, безвизовый. И если гражданин не был замечен в криминальной деятельности, то ему надо лишь купить билет, а принимающей стороне уведомить ФМС о его приезде. Вот и все, теперь этот человек легально находится на территории страны. Затем он подает документы для получения разрешения на работу, и противопоказаний к этому нет, кроме криминального прошлого. Он идет и устраивается на работу, а через месяц приносит справку, что здоров. Это несколько проще, чем в той же Франции.[i][b]Даешь интернациональное воспитание?[/i]– Напрашивается вопрос: у нас не будет, как в Париже? Взрывов на этой почве, в том числе и в буквальном смысле?[/b]– Мы проводили исследования и выяснили, что 80 процентов москвичей считают: межнациональные отношения в столице в той или иной мере напряжены. Но в той же анкете на вопрос «сами вы были участником такой конфликтной ситуации?» лишь 14 процентов ответили «да». Получается, что 66 процентов сформировали свое мнение, не участвуя в межнациональных конфликтах, только лишь на основе информации, обывательских мифов, которые еще называются сплетнями на кухне. Поэтому в декабре прошлого года правительство Москвы выпустило специальное постановление о создании благоприятной информационной среды в городе для поддержания межнационального мира и согласия.[b]– Как это будет выглядеть?[/b]– Это создание документальных фильмов, которые можно будет использовать в качестве учебных пособий, телепередач, социальных роликов, радио, работа в Интернете, прессе. Предусматривается и определенное оформление города и многое другое. Кроме того, и некоторые меры по работе с молодежью, в области образования. Помните в детстве? Открываешь учебник истории, географии, на обложке стоят девочки и мальчики в национальных костюмах. Сколько республик, столько и ребят. Подспудно формировалось представление – мы все вместе. А сегодня интернациональное воспитание – чуть ли не архаика.[b]– И как, на ваш взгляд, можно его возродить?[/b]– Мы предлагаем пока на факультативной основе введение предметов «народоведение» или «граждановедение», а также «История мировых религий», целенаправленную работу с проблемными категориями, а также с родителями. Но работать надо не только в школах. Мы проводим работу с ребятами, которые поддерживают националистические лозунги.Активное участие в этом принимают и общественные организации. Везде высвечивается одна и та же проблема – низкий уровень образования, культуры. Им предлагают показать на карте границы России, где исконно жили только русские. Они не могут этого сделать. А когда объясняешь им, что подавляющая часть территории нынешней России – это места, где традиционно жили племена других народов (к примеру, Бурятия, Якутия, Кавказ), то они не знают, как на это реагировать.[b]– Но есть и другие проблемы. Мы уже говорили о том, что некоторые районы Москвы густо населены мигрантами – а ведь их дети учатся в школах. И в классах, бывает, больше половины ребят просто плохо говорят по-русски![/b]– Да, проблема существует, и мы ее решаем: вводим дополнительные факультативы русского языка. Но здесь есть трудность – не хватает учителей, преподающих русский как иностранный. Поэтому предусмотрена работа по повышению квалификации.[b]– А нам не подойдет метод отсеивания лишнего числа мигрантов с помощью языка?[/b]– Возьмем карту России и сравним ее с картой Японии. В России проживает около 150 млн человек, в Японии – 127 млн чел. Цифры сопоставимые, территории по величине абсолютно разные. Чтобы ответить на вопрос, нужно ли использовать оградительные методы, надо знать: миграция – благо для России или зло? Исходя из этого, и принимать решение. У нас нет четкой государственной политики, которая дала бы ответ на этот вопрос. Я не хочу подсказывать ответ, но, по оценкам ученых, для освоения российских территорий население страны должно составлять от 300 до 500 млн человек.[b]– Мы столько не нарожаем…[/b]– Но решать демографические проблемы надо, об этом и президент сказал. Правда, как-то странно у нас подходят к решению. По всем телеканалам мы пропагандируем разврат, обсуждаем гомосексуализм, вместо того чтобы пропагандировать ценности семьи. Опять приходим к тому же: пока не выстроим общегосударственную политику, будет бестолковость, неэффективность решений.[b]– А как нужно?[/b]– Допустим, мы решаем: да, Россия нуждается в притоке иностранцев, которые становились бы гражданами Российской Федерации, а не приехали на время подзаработать. Следующий вопрос: кого мы хотим видеть своими гражданами? Это будут бывшие граждане Советского Союза, близкие нам по менталитету, или другие народы, которые подчас совсем не интегрируются в чужое общество, с которыми нас не связывают общая история, язык и т. д.Еще один вопрос: куда мы пускаем мигрантов? Есть малозаселенные территории, где могли бы обосноваться переселенцы. А если нам мигранты не нужны или нужны, но в ограниченном количестве, то ограничительные меры вполне можно разработать. Определите рамки, в которых мы можем действовать, а пути решения вопроса на федеральном уровне региональная власть найдет.[b][i]Котлован или котел для мигранта?[/i]– Новое миграционное законодательство, действующее с 15 января, что-то изменило к лучшему?[/b]– Несомненно, новый либеральный механизм въезда – это шаг вперед. Сейчас мы работаем в тесном контакте с Федеральной миграционной службой, и довольно успешно. Но в работе неизбежно возникает масса текущих проблем, которые выявляют пробелы в законодательстве. Например, что делать, если выяснилось, что приехавший в Москву мигрант болен туберкулезом, проказой, сифилисом, гепатитом?.. По закону только больного СПИДом мигранта можно выдворить из страны, а остальных надо лечить. Но их порой и найти непросто – люди приезжают не лечиться, а зарабатывать деньги и работают порой не там, где зарегистрированы. А потом, за чей счет их лечить: города? Принимающей стороны? Законодательство на этот счет не дает четкого ответа.– Но в новом законодательстве не оговариваются и многие жизненные для мигрантов вопросы, например, где они будут жить? Опять в подвалах?– Здесь речь идет о целом блоке вопросов: обеспечение жильем, минимальным социальным пакетом, организация работы. Для решения всех этих вопросов и нужен миграционный терминал, который мы предлагаем создать. А для решения жилищного вопроса разработаны модульные гостиницы временного типа и многое другое.[b]– Что это такое?[/b]– Это временные, но благоустроенные вагончики, которые устанавливаются рядом с объектом, например стройкой, где работают мигранты. С одной стороны, это комфортное жилье со всем необходимым – туалетом, душем, кухней, медпунктом и т. д. А с другой – это временное жилье, которое в случае надобности можно перевезти в другой район, где начат новый объект. Мы одновременно и разгружаем городской транспорт, поселив рабочих рядом с работой, и избегаем проблем с выселением из общежитий и стационарных гостиниц после завершения работ. Сегодня работодатели готовы ставить гостиницы такого типа даже за свой счет.[b]– Все метро заклеено объявлениями «регистрация в течение дня», «разрешение на работу быстро и без хлопот» и т. д.[/b]– Необходимо наводить здесь порядок. Федеральная миграционная служба делает разрешение на работу в течение 10 дней, а в объявлениях обещается за день. Значит, речь идет об откровенных фальшивках, а фирмы, штампующие их, продолжают работать. Кажется, чего проще? Телефон в многочисленных объявлениях указан – правоохранительным органам остается только меры принимать, но…[b]– Милиции, видно, не до мигрантов – бандитов, убийц ловят.[/b]– Мы поддерживаем предложение Федеральной миграционной службы о создании миграционной полиции. С начала года сотрудниками ФМС проверено более тысячи объектов. Но основная часть их работы – ставить на учет мигрантов, давать разрешения на работу. А это огромная техническая работа, требующая много времени: надо встретиться с человеком, принять документы, занести сведения в компьютер, проверить, выдать документы…[b]– Сейчас миграцией занимаются сразу несколько служб и ведомств – не получится, как в пословице, «у семи нянек дитя без глазу»?[/b]– Действительно, сейчас нет единого координирующего органа, который отслеживал бы ситуацию на рынке труда с точки зрения социально-трудовых отношений.[b]– Как это на практике: «отслеживать ситуацию на рынке»?[/b]– Объясню на простом примере. Допустим, работодатель нанимает людей на стройку. Для начала ему нужно выкопать котлован. Это могут сделать люди самой низкой квалификации. Лишь бы лопату в руках держать умели. Но вот котлован выкопан, теперь нужны квалифицированные работники – сварщики и др. Хорошо, если из ста работников, рывших котлован, нашлись два-три сварщика, а что делать с остальными, ведь они получили разрешение на работу в течение года? Не выгонять же их из страны. Вот здесь и начинает работать координирующий орган – миграционный терминал. Именно он подберет работу освободившимся работникам, он поможет подобрать жилье в модульных гостиницах.[b]– А сегодня никто не координирует эти переезды и смену работ мигрантами?[/b]– Сегодня это достаточно управляемый процесс, однако в большей степени на уровне неофициальных структур, сформированных по этническому принципу, проще говоря: руководят процессом теневые структуры. Безусловно, этого не должно быть. Регулирование должно проходить в рамках государства, на уровне региональных властей.[b]ДОСЬЕ «ВМ»[/b][i]Алексей Олегович Александров родился в Ленинграде. Там же поступил в Высшее военно-морское училище им. Фрунзе. Начинал службу на Балтийском флоте, был штурманом, старпомом, командиром корабля, окончил Военно-морскую академию и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Воинское звание – капитан 1-го ранга. Имеет ученую степень кандидата юридических наук.С 1998 года работает в правительстве Москвы. С августа 2005 года – председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.Женат. Сын учится на 2-м курсе в Университете управления.[/i][b]Пора подавать заявки[/b]Работодателям, которые планируют на следующий год привлекать для работы мигрантов, стоит позаботиться об этом уже сейчас. Необходимо оформить заявку и направить ее в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы на имя председателя Комитета Алексея Олеговича Александрова. Заявка направляется по адресу: [i]121205, г. Москва, ул. Н. Арбат, д. 36/9[/i].Форма заявки и порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 188 от 26 марта 2007 года.Они размещены в Интернете на сайтах Минздравсоцразвития РФ – www.mzsrrf.ru, Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы – www.koms.ru, Межрегионального информационно-делового центра – [i]www.mos-trud.ru[/i].

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.