В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве»
[b]Миндаугас Карбаускис часто предпочитает нехоженые тропы в театре, выбирая для постановки то роман Фолкнера, то повесть Андреева, то заковыристую пьесу Бернхарда. На сей раз он поставил перед собой задачу, которая кажется почти невыполнимой – инсценировать густую прозу Платонова, его неоконченный и не самый известный роман «Счастливая Москва».[/b]И без того маленькую сцену «Табакерки» полностью оккупировала декорация – гардероб какого-нибудь театрика или комсомольского клуба. Актерам остается два прохода между вешалками с пальто, узенькая линия за стойкой гардероба и, собственно, сама стойка.Вот он, порог светлого будущего коммунизма, в которое веруют герои Платонова. У этого тесного порога они проведут всю свою жизнь, изобретая формулы бессмертия и сверхэкономичные весы для точного взвешивания граммов хлеба, разыскивая какое-то необыкновенное счастье и не размениваясь на обыкновенное.Пальто здесь – снова символ телесной оболочки, как и в предыдущем спектакле Карбаускиса «Рассказ о семи повешенных»: все телесное, мешающее без помех двигаться в светлое будущее, для платоновского человека обуза.Платонов писал «Счастливую Москву» четыре года, с 1932-го по 1936-й. За окном лежала совсем не счастливая Москва, город репрессий и черных воронков. Его же взгляд был явно обращен в недалекое прошлое, в бурные 20-е, в эпоху смелых фантазий конструктивизма и безграничной веры в нового человека.Миндаугас Карбаускис рисует свой спектакль двумя цветами, точно позаимствованными с плакатов РОСТа, – темно-серым и огненно-красным. Все одеты в одинаковые мышиные пальто и костюмы, под которыми обязательно горит какая-то ярко-красная деталь – белье, рубашка, блузка или брюки.В каждом из платоновских героев живет какая-то грандиозная мечта: открыть в смертном человеческом теле, в самой смерти источник неисчерпаемой энергии или зазвать в Советский Союз все обездоленное человечество, оставив капитализм зияющей пустыней. Так, мечтая об этом единении, скромный служащий и неудачник в любви Виктор Васильевич Божко (Алексей Усольцев) в мешковатом сером пиджаке легко перемахивает через стойку, и серое пространство точно вспыхивает от его красного костюма.Больше всего красного цвета досталось на долю Москвы Ивановны Честновой (Ирина Пегова) – дочери трудового народа, которую так распирает от молодости, силы и предвкушения необыкновенного счастья, что ни один мужчина не может устоять перед этим половодьем чувств. «Не человек, а огонь и электричество, обслуживающее мир и счастье на земле», – описывает Платонов Москву Честнову, а режиссер дает в руки актрисе вилку от электронагревателя, и вода в стакане начинает закипать, точно от ее рук. Забывшая свое прошлое, потерявшая свои корни, вся устремленная в будущее, Москва Честнова манит, как утопия, и, как утопия, губит всех, кто потянулся за ней.Это спектакль про то, как «погибают замыслы с размахом, в начале обещавшие успех». Вот уходят на работу две комсомолки (одна из которых – Москва), нацепив на голову красные каски метростроевцев – новая попытка ворваться в светлое будущее. И вот одна из них уже лежит в прозекторской, и хирург Самбикин (Дмитрий Куличков) ищет где-то в пустоте кишок тайник, где хранится душа, не замечая, как близок он к безумию.А Москва Честнова, потеряв ногу, становится сожительницей опустившегося старика, зарываясь в кучу грязного тряпья и выбирая самое дно, чтобы укрыться от стыда. Девушка-электричество, отвергавшая любовь потому, что «она не может быть коммунизмом», становится мелочной, жадной и озлобленной.А выдающийся механик Сарториус (Александр Яценко), любивший Москву без памяти, покупает себе новый паспорт и вторую жизнь безвестного маленького человека, выбрав себе в жены чью-то брошенную жену, только что похоронившую ребенка, – самую несчастную из тех, кто попался ему на пути. И когда эта серая мышка (Яна Сексте), ревнивая, ожесточенная, навсегда несчастная, колотит его от ревности чем-нибудь тяжелым, бывший гений механики с удовольствием крякает, точно в бане под веником, избавляясь от иллюзий по поводу возможного счастья, – потому что «человек еще не научился мужеству беспрерывного счастья». Такая вот «обыкновенная история».[i]Премьера 20 мая[/i][i][b]КИНО[/i]И всюду страсти роковыеМилош Форман снял картину о почве таланта[/b]Если вы думаете, что «Призраки Гойи» – фильм о великом испанском художнике – то напрасно. Гений кисти явится в кадре считаное число раз в исполнении Стеллана Скарсгарда, любимого актера Ларса фон Триера. Другие герои и их роковые страсти выходят в картине Милоша Формана на первый план. Точнее – падре Лоренцо в исполнении блистательного Хавьера Бардема и некто Инес Бильбатуа, муза художника.Дело в том, что жанр «байопика» Форману никогда не был интересен. И пересказывать биографию даже такого великого человека, как Гойя, его никто бы не заставил.А снять картину о судьбе Испании, инквизиции, ужасах войны и наполеоновской оккупации – очень хотелось. Поэтому в фильме Гойя лишь наблюдает за трагической судьбой своей музы Инес, за перипетиями жизни конформиста Лоренцо, да и вообще – за горестной судьбой страны, которая пережила вторжение Наполеона, костры инквизиции, войну и прочие ужасы.В этой мелодраме самая блистательная роль, безусловно, отведена сеньору Бардему, который, кстати, снимался у самого Альмодовара. Он рисует характер сложный, непредсказуемый…В его герое тень искусно перемешана со светом – как и в живописи Гойи. Религиозное ханжество соседствует с вольнодумием. Лицемерие – с искренностью… Натали Портман сыграла здесь сразу две роли – Инес и ее дочь Алисию. И надо сказать, тоже весьма неплохо, окончательно разрушив ярлык «вечной Лолиты».Незаконнорожденный младенец, монах-любовник, ужасы инквизиции и войны – если бы это стало начинкой телесериала, вы выключили бы телевизор через пять минут. Но это Форман – и это многое объясняет….[i][b]КОНЦЕРТЫ[/i]Большой, хоть и детский[/b][b]20 мая в 14.00 в Концертном зале им. Чайковского состоится концерт хора под управлением Виктора Попова[/b]От советской эпохи в нашем искусстве осталось несколько немеркнущих брендов, вроде ансамбля Моисеева или Детского хора Виктора Попова. Последний в это воскресенье дает концерт в Зале им. Чайковского.Прошли десятилетия, и бывшие поповцы уже ведут заниматься в хор своих детей, а высокая планка не опускается до сих пор. В программе – детские песни Шаинского, Хромушина, Гладкова, Минкова, Агафонникова, Чернышова, так что на концерт вполне можно приводить и детей. Тем более что новые времена не предложили нашим детям ничего адекватного. Впрочем, детские песни – лишь малая часть того айсберга, которым является репертуар хора Попова. Фонд его записей насчитывает более тысячи произведений, среди которых есть и кантаты, и симфонии, и оперы.Что не может не сказаться на исполнении песенок.[b]На птичьем языке18 мая в клубе «Апельсин» состоится концерт Нино Катамадзе[/b]Эта единственная в своем роде певица, исполняющая этноджаз с элементами фолка и лаунжа, поет на грузинском, который понимают в Англии, на английском, который понимают везде, а еще на каком-то собственном «птичьем» языке.Ее певческая карьера началась, как только она поступила в музыкальный институт. И вскоре привела к сотрудничеству с группой «Инсайт», с которой сегодня певица образует буквально единое целое – абсолютное растворение друг в друге и абсолютная личная свобода.У Катамадзе много наград – только в 2002 году она побеждает в номинациях «Оригинальная музыка», «Лучшая певица года», «Лучший автор-исполнитель». И еще – обкатывать определенную программу ей скучно, и потому каждый ее концерт по-своему уникален.[b]«Так говорил Заратустра» устами Герзмавы18 мая в ММДМ состоится последний концерт абонемента «Шуберт и Рихард Штраус»[/b]Солистку Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хиблу Герзмаву называют лучшим сопрано Москвы.Лауреат многих международных конкурсов (среди них – наш конкурс им. Чайковского), учредитель собственного фестиваля классической музыки в родной Пицунде, Хибла Герзмава не устает пробовать что-нибудь новое. На этот раз она поет с Национальным филармоническим оркестром России. За дирижерским пультом – знаменитый Владимир Спиваков, удостоенный недавно почетного звания «Артист мира – ЮНЕСКО».Абонемент Национального филармонического оркестра России «Шуберт и Рихард Штраус» принадлежит, несомненно, к числу наиболее интересных проектов Московского международного дома музыки нынешнего сезона.Объединение под общим заглавием этих двух во всем различных меж собой композиторов вполне объяснимо с исторической точки зрения: первый является одним из зачинателей музыкального романтизма, а другой его завершает. В этом проекте уже поучаствовали русский грек Теодор Курентзис и австриец Ион Марин.Программа заставит певицу, что называется, кидаться из крайности в крайность: тут тебе и увертюра Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», и романтическая Симфония № 5 Франца Шуберта, и его же «Salve Regina».[i][b]ВЫСТАВКА[/i]В мире и в коммуналкеХI Международная ярмарка Арт Москва В ЦДХ[/b]Весенний форум современного искусства продолжает укреплять свои позиции. В этом году в нем принимают участие 73 галереи из 16 стран мира.Такими темпами по величине экспозиции мы скоро догоним Арт Вену. А там, глядишь, и перегоним. Почему, нет? Ведь, по словам Марата Гельмана, на международных смотрах современного искусства Россию уже воспринимают как равноправного партнера.Правда, он на пресс-конференции и пожаловался, что на нынешнюю Арт Москву просочилось много работ неподходящего уровня. А все потому, что искусство становится у нас все более коммерчески выгодной отраслью. Растет в цене. И среди русских коллекционеров уже идет охота за молодыми, подающими надежды, но пока недорогими художниками. Между прочим, их можно увидеть и на Арт Москве.На ней все-таки много вещей очень достойных. И в ярмарочной части, и в разделе спецпроектов.Среди них великолепная экспозиция из коллекции современного искусства Александра Смузикова. Частные собрания Арт Москва вообще показывает очень сильные. Вот в прошлом году демонстрировала экспонаты из Фонда культуры «Екатерина» – и это тоже было абсолютное попадание в десяточку.Есть на ярмарке на этот раз и абсолютные новшества. Одно из них – специально выделенная зона молодых художников. Ее занимают галереи из Киева, Милана и Парижа.Другое нововведение – работа художников в жанре реалити-шоу. Семеро смелых: Владик Мамышев-Монро, Елена Ковылина, Диана Мачулина, Антон Литвин, Сергей Шутов, Вика Бегальская и Владислав Ефимов будут жить в ЦДХ несколько дней. И создавать работы, чтобы день за днем предоставлять их на суд публике и жюри.А потом потихоньку отсеиваться из проекта, пока не станут ясны абсолютные победители. Так что будет и интрига, и интерактивность. В дополнение к очень и очень небезынтересным экспозициям.[i][b]ДЕТСКИЙ УГОЛОК[/i]Принцы и принцессыС 16 по 20 мая в «Олимпийском» проходит Ледовое шоу по мультфильмам Уолта Диснея[/b]На льду уже побывали звезды всех жанров и величин, а теперь вышли персонажи самых знаменитых мультфильмов Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов» «Красавица и чудовище», «Спящая красавица, «Золушка». Принцы и принцессы скользят по льду и парят в воздухе. Идея постановки ледового шоу по Диснею пришла в голову Кеннету Фельду в 1981 году.Дисней на льду прошел по планете – от Америки до Европу и наконец пришел в Россию. 25 миллионов зрителей в 40 странах – таков «рейтинг» ледового Диснея.У Кеннета Фельда существует 6 трупп, выступающих одновременно в разных частях света. Когда одна из них находится на гастролях в Европе, другая выступает в Японии, третья – в Латинской Америке, четвертая гастролирует по США. И в каждом их этих коллективов работают русские спортсмены и фигуристы. Особенно много их в Америке (Максим Касьянов, Александр Климкин, Николай Уланов и многие другие).[i][b]СПОРТ[/i]БАСКЕТБОЛ[/b][i]Чемпионат России. Суперлига. 1/2 финала. Третий матч. «Динамо» (Москва) – ЦСКА.[/i]Баскетбольный дворец «Крылатское».Воскресенье, 20 мая, 18.00, вход 200–700 р.[b]БОКС[/b][i]Профессиональные бои.[/i]Универсально-спортивный комплекс «Крылья Советов».Суббота, 19 мая, 19.30, вход 2000–7000 р.[b]ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ[/b][i]Фестиваль воздухоплавания и ультралегкой авиации. Показательное выступление самых известных парашютистов России.[/i]Foresta Tropicana Hotel.Суббота, 19 мая, воскресение, 20 мая, 12.00, вход 400 р.[b]ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА[/b][i]Московский марафон «Лужники».[/i]Универсальный спортивный зал «Дружба».Воскресенье, 20 мая, 10.00, вход свободный.[i][b]Посмотрите![/i]Вокруг света«Россия», 19 мая, 10.00[/b][i]В программе «Вокруг света» – день веселья, праздников и танцев.[/i]Михаил Кожухов вовсю развлекается на карнавале в Боливии, который ненамного уступает знаменитому бразильскому карнавалу. А может, и вовсе не уступает, поскольку он меньше разрекламирован, на нем меньше туристов, и значит, он лучше передает подлинный латиноамериканский дух.Андрей Панкратов в горах Уганды танцует ритуальные танцы племени торо, обитающего в горах Рувензори. Он знакомится с жизнью горного народа, посещает шамана, и, как обычно бывает в таких случаях, народный целитель ставит ведущему точный диагноз и выдает лекарство от всех возможных недомоганий.Ирина Пудова в гостях у другого племени – ями. Эта народность живет на небольшом острове Орхидей неподалеку от Тайваня. Это племя рыбаков, которое поклоняется летучей рыбе. Ирина помогает строить пирогу, заходит в традиционный дом ями, пробует их привычную пищу, а затем, как и остальные ведущие, танцует.Вместе с девушками ями она исполняет танец волос, которым женщины племени встречают своих мужчин, возвращающихся с моря.[b]Женский взгляд[/b][i]НТВ, 19 мая, 16.20 Людмила Поргина-Караченцова. «Возвращение».[/i]Жизнь полна драматических сюрпризов. И никто из нас не застрахован от неожиданных катастроф, болезней и прочих трагедий. Откуда черпать силы, столкнувшись с бедой? Чем жить, когда вдруг близкие становятся инвалидами? Как сохранить достоинство в отчаянной борьбе за человеческую жизнь и противостоять людскому ханжеству? Эти и многие другие деликатные вопросы ежедневно решает героиня этой истории Людмила Поргина – жена популярного актера Николая Караченцова, чудом выжившего несколько лет назад после автокатастрофы… Легенды мирового кино «Культура», 20 мая, 12.25 Фильм посвящен легендарной итальянской актрисе Анне Маньяни.Анна Маньяни родилась в 1908 году, училась в школе декламации, работала в театральной труппе. В 1941 году выступала на эстраде в паре с известным итальянским комиком Тото. Участие в фильме Витторио Де Сика «Тереза-Пятница» принесло Анне Маньяни успех.Снималась в картинах «Рим – открытый город» Роберто Росселлини, «Самая красивая» Лукино Висконти, «Мама Рома» Пьера Паоло Пазолини, «Рим» Федерико Феллини. Анна Маньяни была ведущей актрисой итальянского неореализма.Многие ее коллеги признавались, что, когда она играла, забывала обо всем, и в этом была ее невероятная сила. А римляне называли эту «черную пантеру с горящими глазами» просто «Мама Рома».[b]Человек летающийРЕН ТВ, 20 мая, в 22.00[/b][i]Новая программа документального цикла «Фантастические истории» расскажет о левитации.[/i]Подъем тела в воздух без применения механизмов – так трактует это понятие энциклопедия. Объяснить само явление пока не может никто. Хотя представители как религиозного, так и научного знания допускают возможность состояний, нарушающих законы гравитации.Что стоит за способностью человека летать – не только во сне, но и наяву? Вера и религиозный экстаз или паранормальный дар? Малоизученные энергетические потоки или собственное биополе? Массовый гипноз? Склонность к лунатизму? Или это просто искусная фальсификация? Свои версии явления предлагают самые разные люди – практики, экспериментаторы, очевидцы левитации, мастера йоги, гипнотизеры, психиатры, физики, иллюзионисты, парапсихологи, маги…