Бах и безмолвие
[b]Экспедиция летела на полюс. Вдруг кто-то воскликнул, глядя в иллюминатор: «Смотрите, там же партитура изо льдов и торосов сложена». Прильнул к окну и Денис Шаповалов, подтвердил: действительно, c высоты вертолетного полета ледяные поля напоминают белоснежную тетрадь, испещренную нотными знаками. Подумал и решительно заявил: «Приеду домой, обязательно напишу арктическую сюиту».[/b]Денис Шаповалов – виолончелист, ученик Мстислава Ростроповича, лауреат международных конкурсов, рассказывает:– Однажды я между делом сказал: играл я почти по всей земле, но только лишь в Антарктиде не был. Журналистская братия разнесла мои мысли, и тут звонок. Алексей Шабуров предложил мне сыграть в Арктике, на Северном полюсе. Я, конечно, согласился. Мой учитель и кумир Мстислав Ростропович играл в свое время для полярников на одной из арктических станций. Это ведь замечательная, гениальная идея. Если бы мы еще так объединили культуру нашей великой страны… Ведь вся наша замечательная страна долгое время шла, скажем, в разные стороны. А сегодня мы объединились, чтобы сделать важнейшее дело для страны. Мы консолидировали силы.Денис Шаповалов действительно стал первым в истории человечества музыкантом, который дал концерт в географической точке Северного полюса.Нежными музыкальными пальцами он играл на виолончели, тонком инструменте в точке соединения меридианов – на Северном полюсе. «Пальцы примерзали», – говорил он потом. Мороз был минус 20 градусов, вскоре поднялся сильный ветер. Денис играл в палатке, где его прикрывали от ветра только тонкие брезентовые стены. Но Шаповалов как истинный артист подготовился к выступлению и спросил у зрителей: «Как я выгляжу?» Окружающие рассмеялись. Как можно выглядеть на вершине земли? Только возвышенно. Выступление со стороны смотрелось, мягко говоря, неординарно: одухотворенный Денис держит прекрасный старинный инструмент ногами, обутыми в огромные полярные сапоги.Места в «зрительном зале» было крайне мало, Шабуров занял лучшее место в середине палатки, усевшись прямо на лед. Остальным зрителям пришлось меняться, уступая стоячие места товарищам.«Я играл Баха, Шуберта. На бис – «Подмосковные вечера». Почему Бах? Это космическая музыка, которая обнимает землю. Есть теория, что шесть сюит Баха – это жизнеописание Бога. Затем играл «Аве Мария», как символ перерождения всех нас на полюсе. Бемоли и диезы в содружестве с завывающей вьюгой аккомпанировали маэстро. Вообще это фантастическое ощущение, когда над тобой круглые сутки гуляет солнце, где запад, восток – непонятно. А направления на север тут вообще нет. Казалось, что музыка в этот момент облетает весь мир».