Наш сериал «Знаменитые грешники»
[b]В истории известны большие мастера сексуальных дел. Ну, конечно, Джакомо Казанова. Но были гиганты и похлеще, покруче. Например, известный французский писатель Ги де Мопассан. Наши мамы, бабушки и прабабушки заливались краской стыда от прочитанных страниц его новелл и романов. Но в реальной жизни Мопассан был куда более грешным, чем его литературные герои.[/b]Мопассан отличался сверхчувствительностью, которая и привела его в конце концов к безумию.Отец рано ушел из семьи, и маленького Ги воспитывала мать Лаура, которая и способствовала развитию в мальчике нежных чувств. Только военная служба (правда, кратковременная) и самостоятельная жизнь в Париже избавили Ги де Мопассана от влияния матери. Будущий романист начал зрелую жизнь как чиновник, сначала в Морском министерстве, потом – в Министерстве народного просвещения.Первые годы в Париже Мопассан вел здоровый образ жизни: много времени проводил на Сене, увлекался греблей, пикниками на чистом воздухе, но при этом много ел и много пил вина, то есть чревоугодничал. Что касается литературной деятельности, то он начинал как поэт, а потом под влиянием своего наставника Гюстава Флобера перешел на прозу и стал знаменитым романистом: романы «Жизнь» и «Милый друг», «Монт-Ориоль» и «Наше сердце», сборники новелл «Заведение Телье», «Мадемуазель Фифи», «Лунный свет», «Иветта» и многие другие.1881–1891 годы стали зенитом славы Мопассана. Мопассан первый из французских авторов доказал, что литература может приносить доход. Но какой ценой? Он работал систематически каждое утро, от 7 до 12, писал в среднем 6 страниц в день, но каких страниц – высокохудожественного текста! Не многие знают, что Мопассан с успехом выступал и в газетах, печатая репортажи, очерки и корреспонденции.Слава, богатство свалились на голову Мопассана, казалось бы, все компоненты для счастья, а вот счастья у писателя и не было. Он страдал и искал утешения в путешествиях. Путешествуя, он избегал светского общения, с годами Мопассан все более замыкался в себе. Его не могла увлечь ни одна женщина, однажды он даже пошутил по этому поводу: «Я не променял бы форель даже на прекрасную Елену». Но это было сказано позднее, после того как он познал бесчисленное количество женщин, – и куда Казанове до Мопассана! Игорь Северянин назвал Мопассана «художником-ювелиром сердец и тела дам». Но это поэтическое определение, а так, по существу, Мопассан был, как говорят в народе, половым гигантом. Некоторые биографы писателя считают, что он унаследовал свою гиперсексуальность от отца, маркиза Гюстава де Мопассана, который на свои тайные свидания брал сына, и тот мог наблюдать, как действовал его отец с женщинами. Наследственный сифилис тоже способствовал усилению полового инстинкта.Мопассан доводил до состояния оргазма практически любую партнершу. Будучи начинающим литератором, он был постоянным клиентом почти всех парижских борделей.Позднее, в расцвете своей литературной карьеры, Мопассан предпочитал иметь дело с замужними женщинами, поклонницами своих произведений. Слава удивительного любовника шла впереди его литературной популярности, а порой одно переплеталось с другим. Но вот парадокс: Ги де Мопассан мог овладеть почти любой женщиной, но не мог полюбить ни одну.Женщины, чьим рабом он казался, отнюдь не занимали в его мыслях такого высокого положения, как они могли думать (разумеется, светские дамы, а не шлюхи). Мопассан презирал однолюбов. Он говорил: «Удивляюсь тому, как может для мужчины любовь быть чем-то большим, нежели простое развлечение, которое легко разнообразить, как мы разнообразим хороший стол… Верность, постоянство – что за бредни! Меня никто не разубедит в том, что две женщины лучше одной, три лучше двух, а десять лучше трех… Человек, решивший постоянно ограничиваться только одной женщиной, поступил бы так странно и нелепо, как любитель устриц, который вздумал бы за завтраком, за обедом, за ужином круглый год есть одни устрицы».«И что в итоге? Холодный, самовлюбленный эгоист», – скажет кто-то и будет в основном прав. Мопассан – это антипод Марины Цветаевой. Это она бросалась в любовь, обжигаясь и сгорая: «Любовь – это все дары/В костер – и всегда задаром…» Мопассан совсем другой. И жизнь другая. Есть любовницы. Есть шлюхи. Есть поклонницы. Но нет семьи. Нет любви. И что в сухом остатке? Одиночество и страх. Обратная сторона греховности. Не спасло Мопассана искусство, не согревало даже творческое горение. В письме к Марии Башкирцевой он горько признавался: «Все в жизни мне почти одинаково безразлично – мужчины, женщины, события. В этом заключается мое вероисповедание…» Признайтесь, что после таких неожиданных откровений рушится привычный образ Мопассана как жизнерадостного писателя и гедониста в жизни, покорителя тысячи женщин.В 41 год у Мопассана появились первые признаки душевного заболевания, болезнь быстро прогрессировала. В последних его письмах слышится крик ужаса: «Бывают дни, когда я чувствую себя погибшим, конченым, слепым, с изношенным мозгом… Я не имею ни одной последовательной мысли, я забываю слова, названия всего, и мои галлюцинации, мои страдания раздирают меня… Я не могу писать: я больше не вижу; это крушение моей жизни…»Он обращался к врачам. Они говорили: «У вас умственное переутомление, нервы, утомление водным спортом, умственной работой и т. д.» Советовали гигиену, душ, успокаивающий климат, полное уединение. Все это не помогало, и тогда Мопассан прибегал к сильнодействующим средствам – к эфиру, кокаину, морфию, гашишу и другим наркотикам.Ги де Мопассан тихо скончался 6 июля 1893 года. Он не дожил всего лишь месяц до своего 43-летия.До недавнего времени Мопассан был очень популярен в России: книги его издавались, им интересовались кино и театр, достаточно вспомнить «Пышку» и «Милого друга». Но мало кто помнит личную жизнь Ги де Мопассана, его грехи и прегрешения. Остается только добавить изречение из древних библейских книг: чем значительнее человек, тем больше и его Дьявол. Великий грешник и милый друг – Ги де Мопассан....Через два с половиной года после смерти Мопассана, 8 января 1896 года, скончался выдающийся французский поэт Поль Верлен в возрасте 51 года. Верлен, как и Мопассан, был великим грешником: он обожал абсент и женщин.На похоронах Верлена один из академиков воскликнул: «Женщины сгубили Верлена!» Добавим: не одного его. И логично вспомнить строки из одного стихотворения Поля Верлена:[i]Не надо ни добра, ни злости.Мне дорог цвет слоновой костиНа коже ало-золотой,Иди сюда путем разврата,Но как лелеют ароматыОт этой плоти, боже мой!..[/i]Переводчиком этих строк был русский поэт Серебряного века Федор Сологуб. Он не пил абсент.Не увлекался женщинами (всего лишь одна жена и никаких любовниц). Но странно, это не принесло ему счастья.Наверное, дело не только в грехах или в их отсутствии, а в чем-то другом. В чем?!