ВСЕ СЕСТРЫ ПРИ СЕРЬГАХ
[i]Трансевропейская семейная пара Мелани Гриффит и Антонио Бандерас провозгласила имена лауреатов 54-го Каннского кинофестиваля. Распределение призов оказалось на удивление гармоничным. Впрочем, именно этого и можно было ожидать – в конкурсной программе были представлены все существующие кинематографические стили. Они явили себя полновесно – большой плюс. Минус – обошлось без экстравагантных неожиданностей. О том, как распорядилось жюри призами, читатели «ВМ» уже знают.[/i]В «Учителе фортепиано» Михаэль Хайнеке провоцировал аудиторию нелицеприятным проникновением в сферу сексуальных комплексов и атакой на классическую культуру. И мало кто сомневался, что работа Изабель Юппер в роли профессора Венской консерватории по классу фортепиано будет оценена как лучшая. Скорее даже триумф Юппер – в холодной режиссуре немецкого режиссера, который учился в Австрии, — выглядит своего рода микрохирургической операцией над героиней. На пресс-конференции тотальнорыжей, залепленной веснушками Юппер так и говорили: «Лучше вас сейчас в Европе актрисы нет». Вручение награды за лучшую мужскую роль молодому французского актеру Бенуа Мажимелю, который сыграл юного студента, влюбившегося в мадам профессора и подтолкнувшего ее за грань безумия, выглядит скорее признанием актуальности темы. Хайнеке уже не первый раз анализирует насилие, скрытое в стабильном на вид обществе.Нанни Моретти в ленте «Комната сына» заставил аудиторию плакать. История о семье психоаналитика и двух детейподростков, в которой царит небывалая гармония взаимоотношений, длится около полутора часов. После первой трети сюжета сын погибает, а остальные члены семьи пытаются не потеряться в пространстве неожиданного, несправедливого страдания. Слезы в зале льются без пауз. Критики считали, что при всей пронзительности и идеальном эффекте вовлечения аудитории фильм снят слишком просто. Но жюри выявило в повествовании (по стилю напоминающем спокойный телерепортаж) особый эффект документирования душевного состояния. И сочло, что именно это очень важно – особенно на фоне наступления на киноновых технологий, готовых «разукрасить» экран во что угодно.Однако визуальная вычурность была оценена в разделе «лучшая режиссура». Два фильма представляли собой идеальные кинематографические игрушки — то есть были сделаны для услады как автора-виртуоза, так и зрителя-киномана: «Человек, которого там не было» Джоэла Коэна и «Поездка в Малхолланд» Дэвида Линча. Линч и Коэн разделили награду за лучшую режиссерскую работу. И у того, и у другого построение фильмов сделано по принципу совмещения зеркал. У Коэна действие отражается в стилистике «черного фильма» 50-х – вы чувствуете, что на самом деле в реальности ничего не происходит, зато отражение сюжета в зеркале стиля становится живым. Крайне изысканно.Линч, знаменитый фантазиями о загадочности реальности, построил свой фильм таким образом: его первая половина (фантазии юной блондинки, которая хочет победить Голливуд и заодно вызволяет из тенет амнезии прекрасную брюнетку) как бы отражается во второй (блондинка оказывается наркоманкой на содержании у той самой брюнетки, которая и есть кинодива).Посередине, как это и должно быть в картине этого режиссера, расположена таинственная синенькая коробочка – в ней как бы и спрятаны маленькие зеркальца, взаимоотражающие две реальности. Линч словно лирический герой собственного фильма появлялся на людях в окружении своих актрис – блондинки и брюнетки, как раз и являя собой пространство, расположенное между противостоящими зеркалами. Обе, как только видели фотокамеры, одновременно целовали его в щеки.Наградой за лучший сценарий была отмечена боснийская картина «Нейтральная полоса» Даниша Тановича. О ней тоже с самого начала поговаривали как о призере – поскольку слишком уж откровенно в ней был явлен сарказм относительно попыток просвещенной Западной Европы «помочь» балканским соседям. А всякие откровения претендуют на внимание.Александра Сокурова и его съемочную группу «выводил» на красную лестницу министр культуры Михаил Швыдкой. Но на жюри это впечатление не произвело… [b]Канны — Москва [/b]