Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Царское творчество для народа

Развлечения

[b]9 августа в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке открылась выставка «Искусство великой княгини». Более 200 акварелей и живописных работ младшей сестры Николая II заслуживают внимания.Их автор – не простая любительница искусства: Ольга Александровна первая в семье Романовых стала художником-профессионалом. В разное время она училась у таких известных педагогов, как К. В. Лемох, В. Е. Маковский, С. В. Жуковский, С. А. Виноградов. В самом начале ХХ века окончила студию модного пейзажиста Константина Крыжицкого. Мастерство свое, как и другие выпускники, подтвердила персональной выставкой.[/b]Жизнь великой княгини можно охарактеризовать как сплошное противостояние.Официозу, судьбе, власти, бытовым неурядицам. В 19 лет ее выдали замуж, и очень неудачно. Герцог Ольденбургский к Ольге относился холодно, семейная жизнь не сложилась.Принцесса сначала переживала страшно, а затем влюбилась в простого ротмистра. Парадоксально, но весть об этом привела в ярость не столько ее мужа, сколько брата-императора. Николай II заставил сестру ждать развода целых 13 лет.Великая княгиня едва успела скромно обвенчаться с любимым в Киеве, и тут же грянула революция. Как жену «простолюдина» Ольгу не арестовали, но все-таки в 1920 году вместе с супругом и двумя маленькими детьми ей пришлось покинуть Россию.Существование в эмиграции – в Дании, а потом в Канаде, было довольно скромным. Но, кажется, ни разу следы жизненных невзгод не отразились в картинах Романовой-Куликовской.У ее акварелей (они до сих пор так ярки, как будто написаны недавно) – спокойные сюжеты, преимущественно пейзажного, иногда бытового характера. Рыжий кот посапывает на крылечке. Пышным багровым облаком цветет «Тюльпановое дерево» на фоне синего неба.Веселым костерком полыхают оранжево-желтые лилии. Краски играют весело и вместе с тем умиротворяюще.Такие картины необходимы в минуту жизни трудную. К небольшим по формату произведениям применимо модное сейчас слово «цветотерапия». Великая княгиня и сама спасалась искусством от тревог и невзгод.Во всяком случае, работая санитаркой во время Первой мировой войны в госпиталях Ровно, Киева и Львова, в свободное время брала в руки кисть или карандаш. Запечатлевала тех, кого видела рядом: произведения 1916–1917 годов – «Прапорщик Н. Г. Щеглов», «Часовой»...Чуть позже появляются изображения сыновей. А вот портретов венценосных родственников у Ольги Александровны нет.Почему она не писала их до трагических событий – загадка.А после, наверное, это было слишком тяжело.Во всяком случае, так говорит невестка великой княгини, жена ее старшего сына Тихона Ольга Николаевна. Именно она привезла работы свекрови в Москву. Основная часть картин досталась ей по наследству. А некоторые произведения пришлось отыскивать буквально по всему свету. Немудрено, ведь в эмиграции художница царского рода провела свои выставки в Лондоне, Париже, Берлине. Акварельные циклы, а также роспись по фарфору и живопись маслом приносили неплохой доход.Но большую его часть Ольга Александровна тратила не на себя. После Второй мировой войны она прятала от насильственной депортации в СССР давно осевших в Европе казаков. За что и поплатилась: в 1948 году советское государство потребовало ее выдачи, и семье Куликовских-Романовых пришлось оставить свою ферму в Дании и перебраться в окрестности Торонто. «Отчего она выбрала именно Канаду?» – спросили у невестки великой княгини на открытии экспозиции. «По климату эта страна больше всего напоминает Россию», – прозвучал ответ.О родине у художницы, несмотря ни на что, оставались самые теплые воспоминания.Ведь именно там, где прошли детство и юность, сформировался характер этой женщины – упрямый и жизнелюбивый. И в годы царствования брата она жила так, как хотела: запросто гуляла пешком в окрестностях своего воронежского имения Ольгино, названного в ее честь, заходила в лавки... Многие крестьянские ребятишки с полным на то правом называли ее «Мама Крестная». В 1911 году в одном из писем к племяннице она рассказывает, как однажды набрала диких яблок и покормила ими поросят, чем вызвала негодование у какой-то старой женщины: «Ну вот, теперь не только дети, но и свиньи будут за вами бегать!» Россию художница не забывала никогда. «Васильки у забора», «Березы», «Золотая осень» – все это произведения тридцатых-сороковых годов.Служили ли натурой канадские деревья, писала ли Ольга Александровна по памяти – кто знает. Но зовущую к мольберту ностальгию не скроешь. Великая княгиня мечтала о выставке в стране, где родилась. И умерла в 1960 году, так и не дождавшись этого события. Зато его свидетелями стали мы, и теперь экспозиция дарит соотечественникам частичку тепла той, что так любила жить.[b]НА ФОТО 1:[/b]Ольга Николаевна Куликовская-Романова, невестка великой княгини и председатель фонда ее имени, привезла в Москву уникальную выставку [b]НА ФОТО 2:[/b]Река Днепр. 1916 г.[b]НА ФОТО 3:[/b]Цветы на подоконнике и пасхальный стол. 1936 г.[b]НА ФОТО 4:[/b]Протоиерей Леонид Колчев, духовник императрицы Марии Федоровны.Фрагмент акварели

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.