Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

АЛЬФРЕД ГИНЗБУРГ: ГИТАРУ НУЖНО ДЕЛАТЬ ИЗ СТАРОГО ПОДОКОННИКА

Общество
АЛЬФРЕД ГИНЗБУРГ: ГИТАРУ НУЖНО ДЕЛАТЬ ИЗ СТАРОГО ПОДОКОННИКА

[i]Еще в 70-х годах в Москве появилась фабрика, где в порядке эксперимента делали музыкальные инструменты на заказ. Ее директора, Альфреда Гинзбурга, прозвали «выставочным евреем». С удовольствием включали в список различных делегаций по культурному обмену. Он вполне вписывался под западные стандарты, сохраняя при этом советский колорит.[/i][b]— Альфред Карлович, кто работает на вашей фабрике? [/b]— Среди мастеров много бывших «частников». В свое время я узнал, что в подмосковном Звенигороде, в деревне Шихово, есть умельцы, которые воровали материалы с местной музыкальной фабрики, сушили краденое на русской печке и трудились над частными заказами.Мы нашли 6—7 таких старичков, которых уговорили работать на нас. Когда дело пошло, стали искать музыкальных мастеров по всей стране. Им предлагались довольно выгодные условия: за готовый инструмент, сделанный от начала и до конца вручную, они могли просить столько денег, сколько считают нужным.Так, я вывел частников из-под опеки ОБХСС. А в министерстве было сказано: «Назови свою фабрику экспериментальной. Если что, тебя посадят, а не нас». Так я и поступил. Дорогая гитара сразу шла под заказ музыканта. Все знали, что мы делаем, и к нам пошли заказчики. Визбор, Высоцкий, Зыкина, Крючков, Жаров — все обращались к нам.[b]— Сколько людей сейчас работает на фабрике? По какому принципу вы их отбираете? [/b]— Постоянно крутится 50—60. Если появляется заказ, можем без труда достать мастеров. Когда работа авральная, говорю, что буду платить в два раза дороже. А принцип отбора... Этому нельзя научить. Мастером надо родиться. Для того чтобы стать профессионалом, нужны годы труда и талант. Они могли бы работать мебельщиками и ездить на джипах, но богатых среди них нет. Это работа из любви к искусству.[b]— Альфред Карлович, из какого дерева лучше всего делать инструмент? [/b]— Ту же гитару — из волнистого клена явор, который у нас растет, или из палисандра, который у нас не растет. Мастер все делает сам. Даже материал сам ищет. Иногда позвонят из Сочи и говорят: приезжай, нашли дерево, и мы едем выбирать... Иногда ломают дом, а мастер — уже среди толпы зевак, потому что старый подоконник для гитары — это то, что нужно. Вот этот кусок от подоконника взят из дома на Новослободской. Ему лет сто. Чем мертвее дерево, тем оно лучше. Все зависит, в каких условиях оно росло и старело. Из-за нашего климата летом музыкальный инструмент стараются не делать — влажность большая. Инструмент собирают только с началом отопительного сезона, еще и обогреватель включают. Лучше всего, когда есть русская печка.[b]— Сколько гитар мастер может сделать за год?[/b] — Гитар 10 или 12. Но работать он будет не 8 часов в сутки, а так как ему хочется. Может сутки напролет вкалывать, а потом три недели пить. Никто не знает, даже сам мастер, почему одна гитара получается лучше другой, — это творчество.[b]— Отличаются чем-то между собой, например, мастер-балалаечник и скрипичный мастер? [/b]— Я своих привязанностей не скрываю. Очень люблю балалаечников — простых и нормальных людей. Чуть поменьше люблю гитарных мастеров. А скрипичных — терпеть не могу. А вот насчет музыки все наоборот. Уж скрипку любить, сам Бог велел...[b]— Чем же вам скрипичные мастера не угодили? [/b]— Скрипичные мастера люди сложные, ходят в костюмах с «бабочкой». Например, собираю собрание и говорю, что два месяца не смогу платить зарплату. Балалаечники и гитаристы соглашаются, а скрипичные мастера говорят: «А вы права не имеете». Их испортило наше государство. Все их скрипки когда-то покупало Министерство культуры и отдавало бесплатно в школы. Они туда сбрасывали всякую дрянь, а хорошие скрипки продавали подпольно по другой цене... Поскольку мастера, в основном, все прошли через эту «школу», то переделать их очень трудно. Вот дашь ему черное дерево, а он покрасит березку в черный цвет и приносит мне...[b]— Есть знаменитости, которые играют на ваших скрипках?[/b] — К сожалению, они предпочитают Страдивари и Гварнери. Да и вообще предпочитают покупать французов, немцев, но не наше. Так устроен человек. Ему нужно то, о чем он слышал. Музыканты люди консервативные, сами создают себе мифы.[b]— Сколько стоит ваша скрипка?[/b] — Тысячи полторы долларов. А на Западе она стоила бы в десять раз больше. Нам одна американская фирма предложила покупать «сырые» инструменты, а после отделки ставить свою марку. Мастерам обещали хорошо платить. Собрали собрание, а они мне: «Родину не продаем».[b]— Вы разрешаете им халтурить?[/b] — Я для них не начальник, а скорее, друг. Если будет нужно, скажу им, они все сделают в срок. Будет большой заказ — комплектация оркестра, например, соберем людей, они все сделают. А так... Зачем их насиловать? Если я продам, например, балалайку официально за 8000 рублей, то максимально, что мастер может получить, — около 2000 рублей. А вот вы придите к нему без меня, он вам тысяч за шесть продаст.[b]— У вас работают в основном люди в возрасте. Есть кому передать их умение, опыт?[/b] — Наша мечта — открыть платный колледж, который готовил бы мастеров по ремонту. У нас просто негде ремонтировать инструменты. В консерватории есть один(!) мужик, которому лет 60. Он учился когда-то во Франции. Кто этим будет заниматься дальше? Надо бы делать это поскорее, пока молодых есть кому обучать. К сожалению, уходят безвозвратно и народные промыслы... Мы нашли последнего гуслиста, а ему уже 87 лет. Кто будет знать секрет изготовления гуслей после него?..[b]— Альфред Карлович, вы всю жизнь проработали на этой фабрике. Вы удовлетворены собой, своим делом? [/b]— Я работаю с талантливыми и потому очень трудными людьми. Это то, к чему я всю жизнь стремился. А потом, знаете, человек родится свободным и свободным должен умереть. И я нашел такое место, где всегда чувствовал себя свободным.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.