Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Вампиры и дрампиры

Развлечения

[i]Массовый успех жанра киноужасов заставляет задуматься: а чего, собственно, мы, современные люди глобализированного мира, привыкшие к теплому душу, горячему кофе, сытному обеду и теперь даже к вовремя выдаваемой зарплате, и вправду боимся? Что способно всерьез пощекотать нервы? Философский ответ очевиден: мы боимся хаоса в любой его форме! Они, разные формы кошмарного хаоса, и есть герой жанра, самый хоррорный хоррор. Черный первобытный хаос, внушающий чувство беспомощного ужаса.Иной хаос, вырастающий из самой нашей жизни, – убийственный кошмар, тихо вскипающий под тонким ледком цивилизованности. Или привычный по книгам красивый и старинный – мертвецы, вампиры и т. д. – который нынешнее кино так любит заковывать в романтические латы, превращая в банальную развлекуху.[/i][b]«Спуск» (Великобритания, режиссер Нил Маршалл)[/b] «Вы не боитесь темноты? Вы будете ее бояться!» – победно возвещает слоган к фильму. И правда, дело серьезное: веселая компания симпатичных девушек, собравшись для экстремального спорта – спуска в пещеры, попадает в древний подземный ход. И сталкивается с чудовищной популяцией слепых человекообразных ублюдковлюдоедов. Ублюдки противны на редкость: тут авторы потрудились на славу, создавая образ темных сил хаоса, а вот девушкам-то, вооруженным только фонариками и мотыгами, приходится применять идеи чучхе. И выживает только одна – та, что не погнушалась на время отключить свою цивилизованную британскую натуру и стать таким же жестоким чудовищем.Вот эта философская сторона и подвела. Фильму катастрофически не хватает юмора, пусть черного, сардонического, но того самого, без которого и хоррор не хоррор, и философия опускается на уровень депрессивной чернухи. Зрелище получилось весьма занудливое. А кто не любит ужастиков, тем и вовсе малоинтересное.[b]«Пила-2» (США, режиссер Дарен Линн Бусман) [/b]«Пила-2» поживее будет. Тут, невзирая на море крови и изощренный садизм авторской фантазии, черного юмора хоть отбавляй. Отдельные эпизоды могут напомнить даже отечественные садистские стишки: «Дети в подвале играли в гестапо…» В фильме в гестапо играет философствующий, больной раком старый маньяк. Он мнит себя гением психологии: запирает в мрачном сыром подвале несколько молодых человек. Все сиделые, кроме одного: а этот подросток – сын как раз того полицейского, кто их всех посадил. И план удался на славу: зло побеждает, умирающий маньяк оставляет молодую наследницу – наркоманку, озлобленную на весь мир. Много дел она еще понаделает!.. Кошмар тут, стало быть, порождает само общество: сперва правонарушителей посадили, как матерых преступников, а потом они начинают вот так вот обществу мстить. Иногда действительно страшно.Законопослушных американцев этим напугать легко. А у нас вызовет мысли невеселые.Ведь в комбинации, придуманной доморощенным теоретиком-убийцей, нового ничего нет: просто он применяет к так называемому цивилизованному обществу законы крутой зоны и ее дедовщины. Ничего удивительного, что общество от этого в ужасе! [b]«Бладрейн»(США, режиссер Уве Болл)[/b] Кино для начитанных любителей романтических ужастиков. Это заявлено сразу: еще на титрах – фрагменты картин Иеронимуса Босха, а сюжет, разворачивающийся в ХVIII веке на родине легендарного графа Дракулы, напоминает готические кошмары Эдгара По. Внимание! Есть нечто новое: героиня не вампир, а «дрампир», плод кровавого и грешного соития короля вампиров и земной женщины.Но приглядимся. Где это происходит? Когда? Персонажи носят прически века Просвещения, а стреляют из луков и арбалетов: ни фузей, ни мушкетов как будто нет в природе. Имена самые интернациональные: славянские Владимир, Леонид, латинское Себастьян, англосаксонское Бладрейн. Старинной мистикой веет только от имени некогда расчлененного упыря – Белиар. Зато король вампиров и вовсе по фамилии Каган.Но не будем придираться: ведь авторы и не скрывают, что фильм основан на популярной компьютерной игре. Основная фенька в том, что его снимали в настоящем замке Дракулы на территории Румынии. И при этом ему не откажешь в крепкости режиссуры, культурности операторской работы и даже осмысленной драматургии, что не так легко при опоре на примитивную игровую программу. Но игра – она и есть игра: пышный постановочный ужастик даже понарошку далек от проблемы хаоса и вообще от всяческой серьезности. Это жанр-дрампир: плод соития хоррора с привычным добропорядочным приключенческим фильмом плаща и шпаги.