Новый вид городского транспорта
[b]Пока здесь ходят только два состава. Больше и не нужно. Время ожидания на конечной станции не превышает 10 минут. Бело-синий вагон выплыл как будто из ниоткуда, проявившись сквозь желтеющую зелень деревьев на окраине улицы Сергея Эйзенштейна.«Осторожно, двери закрываются!» (на раздвижных дверях, кстати, непривычное для глаза «Don’t touch» – «Не прикасаться») – и можно отправляться в 5-километровое путешествие от ВВЦ до станции метро «Тимирязевская».За четверть часа[/b]В минувший вторник, выступая в программе «Лицом к городу», Юрий Лужков сказал, что в правительстве Москвы готовится распоряжение, касающееся судьбы монорельса. Эксперимент закончен – пора вводить новый вид городского транспорта во всеобщее обращение. А ведь всего лишь два месяца назад начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев заявлял, что трасса московского монорельса никогда не будет продлена. Что это был эксперимент, который можно признать неудавшимся. И вот – мнение мэра, которое, скорее всего, изменит судьбу монорельсовой дороги.«Ну, наконец-то пресса нами заинтересовалась! – затараторили наперебой работники станции «Улица Сергея Эйзенштейна», лицезрея корреспондента «ВМ». – А то говорят, что нас чуть ли не закрывают. А где вы еще найдете такой транспорт, который довезет вас от ВВЦ до «Тимирязевской» всего за четверть часа в любой час пик?» Скорее всего, действительно нигде. Крохотные уютные вагончики с небольшим числом сидячих мест – все, кстати, заполнены и отнюдь не туристами – ровно катятся по поверхности того, что мы называем монорельсом. Вагон покачивает, но едва ощутимо. Под нами проплывают жилые дома, телецентр с Останкинской башней, промзоны, железная дорога…Время в пути – 18 минут, средняя скорость движения – 40 км/ч. «А больше и некуда, – поясняют машинисты. – Разогнаться тут просто негде».И действительно – практически все станции в пределах прямой видимости. Зато крейсерская скорость монорельса – это проектная скорость «скоростного трамвая», который должен появиться через несколько лет.[b]К истории вопроса[/b]История московского монорельса могла бы насчитывать уже полвека: первые работы по его проектированию начались еще в 60-е годы. Но дальше бумаги дело не пошло. Вернулись к идее 10 лет назад. В сентябре 1998-го выходит распоряжение мэра о начале проектирования и строительства монорельса. В феврале 1999 года создается ОАО «Московские монорельсовые дороги», в сентябре 2001 начинаются строительные работы. Дорогу построили за три года: в январе 2004-го по первой и единственной линии в шесть станций – «Тимирязевская», «Улица Милашенкова», «Телецентр», «Улица Академика Королева», «Всероссийский выставочный центр», «Улица Сергея Эйзенштейна» – пошли первые составы. На первых порах не обходилось без ЧП: чаще всего поезда останавливались из-за обрыва контактного кабеля. Да и стоимость билета была высока – 50 рублей! По тем временам – чуть ли не в пять раз дороже, чем на метро.Отсюда и не особенно впечатляющие цифры перевозок – полтора миллиона пассажиров за все время. Это примерно столько же, сколько садится в вагоны метро на одной лишь станции «Юго-Западная».Именно этот факт, по мнению руководства метрополитена, и делает монорельс всего лишь неудавшимся экспериментом.Хотя у руководителя «Московских монорельсовых дорог» Игоря Краснова иное мнение: он считает, что монорельс развивать можно и нужно.[b]Продолжение напрашивается[/b]Мы тоже склонны так считать. Особенно если, как намечено, стоимость проезда снизят втрое. Но, раз уж монорельс официально станет частью транспортной системы города, ему нужны более удобные пункты пересадки пассажиров на метро.От станции «Всероссийский выставочный центр» до вестибюля «ВДНХ» – две сотни метров. Летом – бог с ними. А зимой? А дополнительные 17 (с нового года – всего 20) рублей за вход? И если с одной из конечных – «Тимирязевской» – особых проблем нет (метро рядом, путь до него можно «накрыть» переходом), то от «Улицы Сергея Эйзенштейна» явно напрашивается продолжение. Например, до «Улицы Подбельского», «Сокольников» или до «Ботанического сада». Тогда существование монорельса будет логичнее. Плюс конструкцию дверей надо бы изменить: во время движения они вибрируют, создавая ощутимый звуковой дискомфорт. Но это уже – вопрос к создателям подвижного состава (за основу был выбран швейцарский проект).Кстати. Монорельс можно было бы «продлить» на территорию самой ВВЦ: огромная территория выставки остается пешей зоной. Тут монорельс точно был бы на своем месте – как-никак, а достижение народного хозяйства.[b]КОМПЕТЕНТНО[/b][i]«Любому виду транспорта необходим испытательный срок, – сказала корреспонденту «ВМ» пресс-секретарь Департамента транспорта и связи Мария Проценко. – Этот срок необходим для лечения «детских болезней». Мы считаем, что монорельс это испытание выдержал и готов стать первым наземным видом скоростного внеуличного транспорта».[/i]