Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Круговорот танков в природе

Общество

[b]Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке несколько лет как уж перестал быть секретным, но тайн хранит много.В апреле 1945-го советские войска, которые вели бои на подступах к Берлину, ворвались на Куммерсдорфский полигон, где проводились испытания бронетанковой техники фирмы «Порше». Ворвались и были поражены размерами находившегося там танка, уже подорванного.[/b][i]Он раза в три-четыре по габаритам превосходил машины, что им приходилось встречать. Как потом выяснилось, это был «Мышонок» — сверхтяжелый опытный танк «Маус» («Мышь») — прототип танка «Порше» 2-5, разрабатывавшегося одноименной фирмой по заказу Гитлера.Техническая и тактическая бессмысленность супергигантов во Вторую мировую была понятна немецким генералам, в том числе и Гейнцу Гудериану, главным конструкторам танкового вооружения, но они были вынуждены подчиниться Гитлеру, который требовал создать «всепоражающий» танк. И фирма «Порше» вернулась к проекту, разработанному в 1940 году. Зимой 1945 года, когда бои велись уже на территории Германии, на свет появились образцы сверхтяжелого «всепоражающего» танка «Маус». Что представляла собой эта машина? «Маус» — самый тяжелый в мире танк. Он весил 188 тонн, по другим данным — 192 тонны.[/i]Специалисты же Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке считают, что вес его примерно 180 тонн. А теперь о других тактико-технических характеристиках «Мауса». Длина по корпусу — 923 см, длина с пушкой вперед — 1009 см, ширина — 367 см, высота — 366 см. Бронирование: лоб корпуса — 200 мм, борт корпуса — 180 мм, лоб башни — 240 мм, крыша и днище корпуса — 100 и 50 мм. Двигатель МВ509 мощностью 700 л. с. Дальность хода по шоссе — 186 км. Вооружение: одна пушка KwК44 калибра 128 мм (длина ствола в калибрах — 55) и одна — калибра 75 мм (длина ствола в калибрах — 36,5). Боекомплект выстрелов — 32 или 50 и 200. К тому же имелись один обычный и один зенитный пулеметы. Экипаж — 5 человек.Вот такой танк и был обнаружен советскими бойцами на Куммерсдорфском полигоне. Два других были сожжены в боях (в Цоссене — перед входом в здание генерального штаба и в Берлине — у главного входа в рейхсканцелярию). Обнаруженный на полигоне «Маус» был перевезен в Кубинку под Москвой и сегодня находится в российском музее.По версии других специалистов, на Куммерсдорфском полигоне были обнаружены обломки двух супермашин, и наши специалисты собрали из двух одну и перевезли ее в Кубинку. Куда подевался еще один экземпляр? На этот счет существует также несколько версий. Наиболее распространенная — следующая.Первый «Маус», пройдя испытания, был направлен на охрану рейхсканцелярии Гитлера. Там он и был обнаружен. А после того как в Берлин вошли американцы, исчез. Предположительно, они увезли его в свою зону оккупации, и сегодня он, дескать, находится на одном из танковых полигонов.Другие специалисты считают, что эта версия не выдерживает критики. Аргументы? Неужели американцы после таинственного похищения так за 50 лет и не обмолвились о владении подобным экспонатом? Зная их предприимчивость, каждый вправе усомниться в том, что они упустили возможность заработать за этот период на демонстрации монстра огромное количество долларов, по весу сравнимое с самим «Маусом». По второй версии, «Мышонка» сбросили где-то в шахту, и задача сегодня — найти его.Пока же будем считать, что «Маус» существует в единственном экземпляре, а адрес его прописки — Россия, Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники.История с «мышами» интересна. И все же она уступает по накалу историям, что произошли с припаркованными в музее бронемашинами послевоенного производства.Всего в семи павильонах находится более 300 образцов бронетанковой техники, 117 единиц из них прибыли сюда из 13 государств мира. Большая часть — реликвии Второй мировой войны.Однако есть боевые машины, которые были приобретены, надо полагать, не только для коллекции. Что это за танки? Как они к нам попали? В одном из павильонов застыли американские машины, в том числе и послевоенного производства. Первый в ряду — М24 «Чаффи», машина, очень сильно похожая на Т-34. Попала к нам в 1953 году, когда принимала участие в войне в Корее, находясь на вооружении разведывательных подразделений США. Танк был подбит, а затем подарен северокорейцами СССР. Тогда же из Кореи прибыл и М46 «Паттон 1». На нем доводились до совершенства агрегаты и системы для новых модификаций машин (М47 уже стал массовым танком НАТО). Специалисты обратили внимание на цельный литой корпус, на мощное вооружение — 90-миллиметровую пушку, на совершенные для того времени механизмы управления огнем.Но позаимствовать советским танкостроителям было особенно нечего. Ибо в СССР уже готовился к выпуску Т-54 и производился тяжелый танк ИС-3 — лучшие машины в мире в то время.Вот оценки известного немецкого специалиста Ф. Зенгерунд-Эттерлина: «Т-54 отличается достаточной подвижностью, рациональной конфигурацией корпуса и башни и более мощным вооружением, чем у однотипных машин других государств. Формабашни заслуживает самой положительной оценки».«ИС-3 обладает высокой огневой мощью и усиленной броневой защитой, отличается весьма малой высотой. И хотя подвижность его ограничена, на 1956 год ИС-3 сохраняет за собой наилучшее для тяжелой машины сочетание боевых качеств».В 1962 году в Кубинку прибывает американский танк М41 «Уокер Бульдог» — разведмашина с хорошей подвижностью и мощным вооружением. Она была добыта кубинцами (в 1962-м, во время карибских событий), и Фидель Кастро подарил ее советской стороне. Система стабилизации вооружения, две радиостанции, новый двигатель стали объектом тщательнейшего изучения в СССР.Есть в музее и английские машины — «Центурион-3», «Центурион-10» и «Центурион-13». Первая попала сюда, как и две американские, с полей сражений в Корее. Хранители музейной техники вспоминают, что пришла она обгоревшей, видимо, хорошо по ней поработали северокорейские артиллеристы.Две другие машины семейства «Центурион» поступили позже, в начале семидесятых годов, из Египта. Арабы захватили эти танки у израильтян в ходе боев. Имея сейчас на руках тактико-технические характеристики «Центурион10», можно предположить: машина явилась хорошим подарком для советских специалистов. На ней стояла полуавтоматическая пушка — на то время это был рывок в танкостроении. У автора этой публикации есть сведения, что в Советский Союз из Египта поступило два «Центуриона-10», один из них был «расстрелян» в ходе испытаний.Не могу не рассказать еще об одной английской машине — МК5 «Чифтен». Этот тяжелый танк, прежде чем стать экспонатом, побывал в различных переделках. В 60-х годах, как только новая машина появилась в Англии, она сразу приглянулась шаху Ирана Мохаммеду Реза Пехлеви, денег у которого тогда, что называется, куры не клевали. И партия танков «Чифтен» направляется на Средний Восток. Шах в 1979 году был свергнут и оказался за рубежом, а танки пригодились. Через год резко обострились отношения между Ираком и Ираном, в сентябре семидесятого уже на всем протяжении ирано-иракской границы развернулись ожесточенные бои. Тогда иранское руководство, возглавляемое Аятоллой Мусави Хомейни, и бросило эти танки в бой. Машины сражались с танками Т-55, Т-62, а затем и с Т72 советского производства. Как показал себя уроженец Британии? Вот лишь некоторые характеризующие танк штрихи. По словам одного иракского представителя того времени, высказанным при посещении советского военного ведомства, рота на Т-72 наголову разбила иранскую бригаду на МК-5. Даже если это так, МК-5 все-таки не заслуживает большой хулы, ибо Т-72 — машина более позднего поколения.Когда Саддам Хусейн в 1985 году в знак признательности за поставки советского вооружения подарил трофейный МК-5 «Чифтен» СССР, в одном из НИИ провели его тщательное обследование. Рассказывают, специалисты написали хвалебный отчет, что вызвало недовольство начальства.Каждая машина в музее в Кубинке для специалистов имеет свою ценность. Вот французский танк АМХ-13. Машина старая, начала выпускаться в 1951 году для разведывательных и истребительно-противотанковых подразделений. К нам танк попал из Алжира, где был захвачен у французского экспедиционного корпуса во время борьбы за независимость. Подарил президент Хуари Бумедьен, причем подарил две машины. Одна, как и английский «Центурион»-10, была «расстреляна». Так чем же ценен АМХ-13 для специалистов? Это первый в мире танк с автоматическим заряжением орудия.Словом, российские, точнее, советские фирмы внимательно следили за развитием бронетанковой техники за рубежом, предпринимали шаги для приобретения образцов оружия.Но в этом деле, как видим, в паре со спецслужбами проявляли определенную деликатность. Отчасти поэтому в музее нет образцов машин «Абрамс», «Леопард-1», «Леопард-2». О деликатности же некоторых зарубежных конкурентов не скажешь. Да оно и понятно: скопировать танк невозможно. Но вот что-то позаимствовать… Специалисты из Главного автобронетанкового управления Министерства обороны, с кем довелось беседовать, считают: знакомство с каждым образцом расширяет кругозор. Копировать же пусть даже суперсовременную технику — значит безнадежно отстать. Не лукавят же специалисты, не признаваясь в том, что с помощью конкурентов облегчают свои усилия в деле создания современных бронеобъектов? Думается, нет. В их пользу немалый опыт отечественного танкостроения.Наша легендарная «тридцатьчетверка», как известно, проявила себя уже к осени сорок первого.Реакция высшего гитлеровского руководства была молниеносной: изготовить примерно такой же танк. В ноябре в расположение танковой армии Гудериана высадился десант конструкторов и промышленников. Цель — хорошенько познакомиться с трофейным Т-34. Вывод специалисты сделали однозначный: воссоздать точно такую же машину крайне сложно, придется перестраивать технологические линии на многих заводах. Тогда принимается новое решение: 25 ноября министерство вооружений и боеприпасов рейха предлагает фирмам «Даймлер-Бенц» и МАН начать разработку танка, превосходящего «тридцатьчетверку». Задаются высокие характеристики.Масса танка — не более 35 тонн, вооружение — 75-миллиметровая пушка, скорость по грунту — 55 км/час, броня — 40—60 миллиметров. Что же получилось на выходе? А получилась «Пантера» — хорошая машина, по очертаниям корпуса похожая на Т-34. Но в результате доработок по бронированию «Пантеры» вес ее возрос до 45 тонн, она стала по сути тяжелым танком, не сопоставимым с «тридцатьчетверкой» по маневренности.Исследователями давно подмечен и тот факт, что некоторые образцы бронетанковой техники Японии военного периода в своих конструктивных решениях напоминают соответствующие образцы немецких машин, а отдельные послевоенные танки весьма похожи на однотипные американские.Но все-таки это, подчеркиваем, японские машины.Несмотря на то, что зарубежный образец повторить сложно, фирмы проявляли, проявляют и, наверное, будут проявлять жгучий интерес к «питомцам» своих конкурентов.В музее в Кубинке имеется танк М-48 А-5, не представляющий, в общем-то, большого интереса для специалистов, и тем не менее о нем знают почти все, кто связан с танкостроением в СССР и России. И вот почему. В свое время в нашей стране для танков была разработана система динамической защиты от кумулятивного снаряда. Суть ее в следующем.На танк привариваются небольшие контейнеры со спецначинкой, срабатывающие при высокой температуре и давлении, т. е. в момент действия кумулятивного снаряда, ослабляя его ударную силу. На одном из учений систему продемонстрировали руководству танковых войск, но это вызвало раздражение кое у кого из высших должностных лиц: мол, зачем превращать танк в пороховую бочку? Работы свернули. Но вот приходит с Ближнего Востока машина М-48 А-5 (подарок музею), и инженеры видят: она оснащена той самой системой динамической защиты. Предположительно разработка каким-то образом попала в США, а Израиль уже наладил выпуск защищенных контейнеров по лицензии. Русская идея оказалась материализованной.Вот и гадай, стоит ли свеч приобретение боевой техники.От редакции Музей работает ежедневно, кроме выходных (воскресенье и понедельник), с 10 до 17 часов и готов принять любое количество групп. Сюда можно проехать электропоездом с Белорусского вокзала (до ст. Кубинка, выход налево по ходу поезда), далее — вторая остановка автобуса № 27. Автотранспортом — по Минскому шоссе, 64-й километр. Телефон 592-24-06.