Такая разная Европа

Такая разная Европа

Культура

[b]Без политики[/b]На Кипре из века в век сохранялось уникальное искусство изготовления женских головных платков. Об этом можно узнать из кипрского документального фильма «Последний мастер дел платочных».А популярнейшее место отдыха европейцев – берега Эгейского моря – оказывается, подвергается самовольной застройке. Греческие кинематографисты бьют тревогу в «Голосе Эгейского моря».Но итальянцы озабочены совсем другим. Можно даже сказать – просто озабочены: в свободное время только и делают, что ищут в Интернете идеального партнера. Для секса? Для совместной жизни? Или просто сходить вместе в ресторанчик теплым римским вечерком? Наблюдающие за ними киножурналисты выносят в заголовок главный вопрос: «Это любовь?» Не то в Португалии: там работают великолепные скульпторы, любимцы молодежи, так что если журналисты спросят их о каком-то немыслимом конфликте поколений, мэтры просто вытаращат глаза… Фильмы снова заставляют подумать о том, насколько наша отечественная кино- и теледокументалистика накренилась в сторону политики (если речь идет о расчете с тоталитарным прошлым) или желтизны, когда режиссеры тщательно восстанавливают биографию угасшей звезды.Таково действие свободы, обретенной недавно, – осуждать не будем. Тем более что в стремлении рассчитаться с тоталитаризмом коллеги из стран – недавних членов Варшавского договора обращаются к тем же проблемам с тем же пафосом.[b]Поляки 60-х[/b]Фильм польского режиссера Мачея Дригаса «Один сентябрьский день» длится всего час. Но за это время проходит вся хроника обыденной жизни в советской Польше – «схвачен» один день осени 1962-го, включающий в себя так много! И энтузиазм масс, на поверку оказывающийся показной пропагандой властей. И аресты инакомыслящих, и трудный быт первых стиляг, смело подражающих Западу в период, когда отношения с Америкой накалились до предела из-за Кубы.Как много может документалистика! Фильм Дригаса состоит из обрывков старых телепередач, официальной хроники, внутренних киноархивов варшавской полиции – все вместе образует картину, органичную в своей эклектичности.[b]Кто ограбил великий банк?[/b]Название румынского фильма режиссера Александру Саломона похоже на гибрид несоединимого – заголовка прохановской газеты «Завтра» с названием голливудского боевика. «Великое ограбление коммунистического банка» получило уже несколько престижнейших премий: во Франции, Испании, на румыно-венгерском кинофестивале. Необычно даже его построение.Это «фильм в фильме», реконструкция реконструкции. Летом 1959 года в Румынии был ограблен единственный в стране банк. Ограбление дерзкое и умелое – и это в стране, которая гордится спокойствием своих улиц, так что инкассаторам, попросившим охрану, правительство спокойно отвечает: «Кому это, по-вашему, в социалистической Румынии придет охота вас грабить? Не забывайте, что мы не в Америке!» И вот ограбили. Виновников не могут найти. А когда правительство ставит министерству внутренних дел ультиматум – во что бы то ни стало найти преступников к очередному великому коммунистическому празднику, запускается преступный сталинский механизм террора, обращенного против собственных граждан. Арестовывают группу интеллигентов еврейского происхождения, организовывают показательный процесс против сионизма в Румынии… А с пропагандистской целью всю историю их задержания и допросов указанием правительства велено снять на пленку. Арестованных везут в их давно опечатанные квартиры, снимают на камеру. Потом – суд, на котором несчастные узники, полагающие, что за «чистосердечное раскаяние» им скостят срок, клеймят сами себя за несовершенное преступление… Через неделю их расстреляли.А скороспелый фильм-агитка широко демонстрировался в Румынии. И только спустя почти полвека режиссер нового поколения критически реконструировал эту отвратительную киноинсценировку, на которой сделал себе карьеру один из так называемых мэтров кино социалистической Румынии Вирджил Калотеску.[b]У кого – футбол, у кого – безработица[/b]Как все-таки несхожи проблемы у «евросоюзников» Востока и Запада! Румынское воссоздание позорного показательного процесса конца 50-х, безработица в нынешней Словакии, польские и балтийские исследования драматичного проникновения прошлого в современность… И все это на фоне благополучной документалистики о женской футбольной сборной в нынешней Германии, исторического эссе о спасении шедевров испанской живописи в 40-е годы, фильма об истоках британской поп-музыки… Может показаться, что Евросоюз пытается соединить несоединимое. Но ведь он и создавался для того, чтобы общими гуманистическими ценностями связать страны с разным прошлым и несхожими ментальностями.[i]Фестиваль продлится до 30 мая[/i].[b]На илл.: [i]Польша 40 лет назад в фильме «Один сентябрьский день».[/b][/i]

Google newsYandex newsYandex dzen