Мама, я спонсора люблю!
[b]Далеко не секрет, что с каждым годом крупнейшие бизнес-структуры как у нас, так и за границей, все глубже проникают в недра большого футбола, превращая любимую игру миллионов в своеобразное коммерческое шоу, которое должно приносить могучим корпорациям существенные доходы. Причем как в денежном эквиваленте, так и в виде дивидендов от «раскрутки» собственного бренда. В свою очередь, футбольные клубы с удовольствием пользуются возможностью пополнить собственную казну. Поэтому в случае обоюдной заинтересованности стороны приступают к разработке различных вариантов сотрудничества, одним из которых является соглашение о титульном спонсоре футбольного клуба. В обмен на финансовые вливания логотип спонсора появляется на «самом святом» – клубных футболках. И на щитах, расположенных по периметру футбольного поля. Прошли те времена, когда футболки украшали надписи с названиями команд. Сейчас на груди футболиста можно прочесть что-нибудь вроде «Газпром» или Opel.Лиха беда начало[/b]Сейчас в это трудно поверить, но впервые реклама на футбольной форме появилась лишь немногим более тридцати лет назад, а до того подобные реверансы в сторону спонсоров не только не приветствовались, но и запрещались футбольными законами! В 1976 году игроки английского клуба «Кеттеринг Таун», в ту пору выступавшего в одном из низших дивизионов, в очередном матче первенства появились на поле в футболках, на которых красовалась реклама местного шинного завода. Причем доход от подобной акции, по заверениям руководителей клуба, превзошел их самые радужные ожидания и стал существенным подспорьем для клубного бюджета.В то же время Английская футбольная ассоциация, которая отличается своим консерватизмом, не желала мириться с подобным положением дел и стала стращать смельчаков разнообразными штрафами.Чиновники ссылались на нарушение футбольных правил, в своде которых, справедливости ради заметим, подобные вопросы никак не затрагивались.[b]Счет пошел на миллионы[/b]Но уже вскоре про историю с «Кеттерингом» прознали ведущие британские клубы, которые сразу же оценили возможную немалую выгоду от подобных сделок. Под давлением могущественных грандов ассоциация была вынуждена уступить, и летом 1977 года реклама на футболках клуба была официально разрешена. Примерно в то же время рекламодателям был дан зеленый свет еще в нескольких европейских странах, в числе которых значились Германия, Бельгия и Дания.С тех пор минуло тридцать лет, и за это время суммы сделок, заключаемые ведущими европейскими клубами и их спонсорами, взлетели до небывалых высот. К примеру, английский «Манчестер Юнайтед» перед началом нынешнего сезона разорвал контракт с одним из ведущих сотовых операторов в мире Vodafone, который подразумевал ежегодную выплату манкунианцам 12 миллионов фунтов стерлингов, и переметнулся к американской страховой компании AIG, посулившей «красным дьяволам» 98 (!) млн евро за четыре года.Там же, на туманном Альбионе ,лондонский «Челси» связал себя деловыми отношениями с корейским гигантом Samsung, что позволило клубу Романа Абрамовича выручить 50 млн фунтов стерлингов за четыре года.В Италии «Милан» отказался от своего многолетнего автомобильного спонсора Opel в пользу мощной букмекерской компании Betandwin, что принесло клубу бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони порядка 70 млн долларов за все те же четыре года.Главный конкурент миланцев на Апеннинах туринский «Ювентус» ежегодно получает щедрое вознаграждение в районе 25 млн евро от нефтяной компании Tamoil. Правда, в связи со скандальными событиями минувшего лета нефтяники вознамерились пересмотреть контракт в сторону уменьшения собственных затрат.Для полноты картины стоит привести пример флагмана немецкого футбола – мюнхенской «Баварии», сумевшей договориться с Deutsche Telekom о контракте на сумму 20 млн евро в год. До недавнего времени баварцы были вне конкуренции в немецком футболе, но с тех пор, как генеральным спонсором «Шальке-04» из Гельзенкирхена стал Газпром, «Бавария» уже не может чувствовать себя полноправным лидером на внутреннем рынке футбольного спонсорства.[b]От Газпрома до Минвод[/b]Конечно, баснословные суммы спонсорских контрактов в ведущих европейских лигах не могут не поражать воображения, но нас все же в большей степени интересует то, как здесь обстоят дела у клубов российской премьер-лиги.Безусловно, в России на сегодняшний день пальма первенства у питерского «Зенита». Надпись «Газпром» на футболках команды можно смело считать самой дорогой в отечественном футболе. Бюджет клуба составляет порядка 40 млн долларов. Еще 100–150 млн уйдет на строительство нового стадиона. Все эти затраты покрывает Газпром – стопроцентный владелец «Зенита».Примерно та же ситуация, что у «Зенита», и у «Локомотива ». Клуб финансирует компания «Транстелеком», «дочка» «Российских железных дорог». Логотип РЖД красуется на футболках команды, а в зарубежной прессе к футболистам «Локомотива» между тем уже приклеилось журналистское клише «парни с железной дороги».Несколько иная ситуация в отношениях между московским «Спартаком» и нефтяной компанией «Лукойл». Красно-белые начали сотрудничество с нефтяниками еще до того, как основным акционером клуба стал Леонид Федун – вице-президент «Лукойла». Сейчас наверняка размеры спонсорской помощи увеличились, хотя в самой компании затруднились оценить сумму титульного контракта. Это сделал сам владелец многократных чемпионов страны. По его информации, «Спартак» получает от титульного спонсора от 3 до 7 млн долларов в год – в зависимости от итогового результата.Чемпионы страны – столичные армейцы еще не так давно имели спонсорский контракт с нефтяной компанией «Сибнефть», рассчитанный на 18 млн долларов в год.Но после того как Роман Абрамович продал свое детище, его старинному приятелю, а по совместительству президенту ЦСКА Евгению Гинеру пришлось срочно искать нового благодетеля, который явился в лице Внешторгбанка (ВТБ). Сумма, конечно, не та, что во времена Абрамовича и «Сибнефти», но в то же время 7 млн долларов в год для нашего футбола весьма солидная цифра.Что касается еще одного столичного клуба – ФК «Москва», то на нашивке на рукаве клубной формы можно увидеть надпись «ГМК «Норильский Никель». Именно этой компании столичный клуб обязан своей финансовой стабильностью.Не слишком торопится с выбором генерального партнера подмосковный «Сатурн». Учредителем и одновременно единственным акционером команды является правительство Московской области.Нельзя сказать, что у «инопланетян» нет других спонсоров, просто большинство из них предпочитает оставаться в тени. На официальном сайте клуба указан только один спонсор – компания «Профиль», выпускающая минеральную воду.Однако в связи с подмосковным клубом частенько упоминаются имена гендиректора «Газпроминвестхолдинга» Алишера Усманова и израильского бизнесмена владельца футбольного клуба «Бейтар» (Иерусалим) Аркадия Гайдамака. Но в то же время о том, что кто-то из них выйдет на первый план и выступит в роли титульного спонсора, речи не идет.[b]Периферия ставит на власть[/b]Чем дальше от столицы расположен клуб, тем труднее ему найти серьезного титульного спонсора. В частности, глава Приморского края Сергей Дарькин благодаря личному авторитету привлек в помощь владивостокскому «Лучу-Энергии» компанию «Дальсвязь». Сумма сделки оценивается в 2 млн долларов, что, по некоторым данным, составляет десятую часть от общего бюджета команды.Помимо Дарькина, реальную помощь своим командам оказывали и другие главы республик и областей. Например, генеральным спонсором казанского «Рубина» является группа компаний ТАИФ, близкая к главе Республики Татарстан. Еще дальше пошел губернатор Ярославской области Анатолий Лисицин, сформировавший для своей команды целый пул спонсоров, что, правда, не помогло «Шиннику» остаться в премьер-лиге.Тем не менее в российской элите еще остаются команды, которые не имеют титульного спонсора, в первую очередь по причине не слишком большого интереса к себе. Такое положение дел, разумеется, вызывает тревогу заинтересованных лиц, поскольку на одних региональных дотациях и помощи местных энтузиастов далеко не уедешь. Среди «неблагонадежных» клубов – самарские «Крылья Советов», пермский «Амкар», «Спартак» из Нальчика и покинувшее в прошлом году элиту столичное «Торпедо».В этой связи небезыинтересно будет узнать, с каким багажом войдут в премьер-лигу новички в лице подмосковных «Химок» и краснодарской «Кубани».[i][b]ОДНОЙ СТРОКОЙ[/i]КЛУБ, СПОНСОР[/b][b]«Интер»[/b] (Италия) - [i]«Пирелли»[/i][b]«Валенсия»[/b] (Испания) - [i]«Тойота»[/i][b]«Рома»[/b] (Италия) - [i]«Мазда»[/i][b]«Реал»[/b] (Испания) - [i]«Сименс»[/i][b]«Лион»[/b] (Франция) - [i]«Рено»[/i][b]«Болтон»[/b] (Англия) - [i]«Рибок»[/i][b]«ПСВ»[/b] (Голландия) - [i]«Филиппс»[/i][b]«Монако»[/b] (Франция) - [i]«Федком»[/i][b]«Ливерпуль»[/b] (Англия) - [i]«Карлсберг»[/i][b]«Барселона»[/b] (Испания) - [i]ЮНИСЕФ[/i]