Чертова дюжина «масок»
[b]Сегодня начинается тринадцатая «Золотая маска». Уже прозвучали имена первых лауреатов (за честь и достоинство, за поддержку театра и за лучший иностранный спектакль, показанный в России) и сыграны первые конкурсные спектакли (Мариинка и Новосибирский театр оперы и балета не вписались в двухнедельные рамки). Но официально «Золотая маска» стартует в Международный день театра. 17 драматических, 10 оперных, 7 балетных, 6 новаторских, 3 кукольных спектакля и 3 оперетты не дадут расслабиться театралам.[/b]За три последних года у фестиваля появилась новая традиция открываться театральной легендой. В серии «Легендарные спектакли ХХ века» уже были показаны «Братья и сестры» и «Бесы» Льва Додина (он одновременно – и легенда, и один из постоянных главных претендентов на награду). А сегодня в Театре им. Моссовета дают «Карьеру Артуро Уи» Брехта знаменитого «Берлинер Ансамбля» в постановке другого немецкого классика драматурга, режиссера и брехтовского ученика, Хайнера Мюллера. «Артуро Уи» – его последний спектакль, объехавший всю Европу, который он очень хотел показать в Москве. Москва видела его одиннадцать лет назад, но устроители «Маски» не сомневаются – те, кто видел тогда, придут снова. После премьеры «Карьеры Артуро Уи» «проснулся знаменитым» уникальный актер Мартин Вуттке. Он появляется на сцене «по-собачьи» – этаким шариковым новейшей истории. А покидает ее покорителем, посылая публике издевательский и артистичный воздушный поцелуй. Он играет фирменное самовозбуждение «великого диктатора» остро и физиологически дотошно. И каждый раз, признается актер, с опаской всматривается в зал – не собирается ли кто из публики поприветствовать сценического фюрера характерным жестом.Что касается основной программы, то Москва на этот раз сильна как никогда. Директор фестиваля Мария Ревякина (в прошлом – директор Новосибирского театра «Глобус» и фестиваля «Рождественские встречи») даже попросила критическую братию быть подоброжелательнее к спектаклям из провинции, которые все труднее отбирать на «Маску». Для начала попробуем их представить.Редкая «Маска» обходится без Саха-театра им. Ойунского, где классику рассматривают сквозь призму японского эпоса, традиций и потрясающего образного мира. На сей раз якуты, объездившие пол-Европы, привозят «Дом Бернарды Альбы» в постановке Светланы Ооржак с мощной актрисой и мастерицей горлового пения Степанидой Борисовой в заглавной роли. Актеры из республики, где находится земной полюс холода, привозят спектакль, главное ощущение от которого – зной. Огонь в крови, духота южных ночей, пожар ненависти в лживом мире женщин, насильственно лишенных мужчин.Другой поставщик номинантов – Новосибирск – представлен небезызвестным театром «Красный факел» и «Тартюфом» Андрея Прикотенко. Режиссер сотворил из комедии Мольера такое, что никакому Мирзоеву, с его «политическим» пятым актом, и не снилось. Перетартюфил самого Тартюфа, в общем. Почтенного Оргона и все его семейство он заделал мясниками, а святошу Тартюфа превратил не в кого-нибудь, а в Люцифера, в свиту которого забрела… верная служанка оргонова семейства Дорина и обратилась в ладного подмастерья дьявола. Дарственную в пользу Тартюфа Оргон подписывает кровью из оторванного пальца (привет булгаковскому конферансье), а полученный документ передают по факсу некой Аде Анатольевне. Подобными веселыми кунштюками заполнен каждый кусочек сценического текста. А что до Люцифера-Тартюфа, то, пошалив слегка в чужом доме, он все возвращает на место (Оргону – его дом, Валеру – его Марианну), как послушный ребенок.Екатеринбург, откуда до Москвы прошлым летом докатилось эхо театрально-имущественного скандала, связанного с «Колядатеатром», представлен этим самым театром, спектаклем «Амиго». Главные герои которого оказались в той же ситуации, что и соратники Николая Коляды, – их выселяют из квартиры и новые хозяева жизни, которые пытаются убогий советский коммунально-душевно-попойно-поэтический рай заменить новым раем гламура и евроремонта.Из Санкт-Петербурга приезжает «Трамвай «Желание» театра «Приют комедианта» в постановке Михаила Бычкова и «Король Лир» Льва Додина. «Трамвай «Желание» оказалось названием-фаворитом – сразу два спектакля по этой пьесе оказались на афише «Золотой маски», один другого лучше. То есть лучше-то, на мой взгляд, спектакль Генриетты Яновской во МТЮЗе, но и достоинства бычковского «Трамвая» нельзя не отметить.Художник Эмиль Капелюш поселил семью Ковальских в подвальное помещение, больше напоминающее выщербленную лестницу в ад, возле которого продает свои «цветы для мертвых» слепая цветочница. Но в «пассажирах» этого «Трамвая «Желания» есть столь непривычная для Уильямса честная трезвость, с которой они в итоге достойно принимают свое поражение.Ну и, наконец, один из главных претендентов на награды – «Король Лир» в постановке Льва Додина ([i]см. «ВМ» за 24.10.06[/i]). Додинский «Лир» – безысходный взгляд на проблему отцов и детей. Подписывая приговор отцам за их жестокость, косность, бездушную слепоту, он выносит самое страшное заключение. Дети этих отцов обречены жить в животном страхе и ненависти, дар любить у них атрофирован, отбит. В этом «Лире» режиссер – скорее прокурор своим героям, но прокурор столь доказательный, что эту обжигающую правоту невозможно не признать.