И поделикатничали, и похулиганили
[b]Собираясь на концерт Юрия Башмета, независимо от того, выступит он с камерными “Солистами Москвы” или симфонической “Новой Россией”, знаешь: тебя ждут сюрпризы.[/b]Так вышло и на этот раз. В концерте Башмета и “Новой России” впервые у нас прозвучала литургия “Оплаканные ветром” Гии Канчели.Литургия была написана по просьбе Башмета для “Berliner Festwoche” и впервые исполнена в 1990 году. Впрочем, прекрасная музыка с годами становится еще лучше. Особенно если это музыка Канчели. Его причудливые мелодии мгновенно запоминаются и становятся шлягерами (одна только “Чита-Грита” из “Мимино” побила не один рекорд) и содержат философского смысла не меньше, чем диалоги Платона или изысканные парадоксы Оскара Уайльда.Литургия “Оплаканные ветром” далеко ушла от традиционных богослужебных форм. Она казалась не столько молитвенным актом, сколько озвученной надеждой на восстановление мировой гармонии. В начале – хаос звуков, громкий, резкий оркестр (дирижер Феликс Кругликов, США) и альт, будто Гамлет или Дон-Кихот, воссоздающие исчезнувшую связь времен. Казалось бы, попытки тщетны. Но когда за дело берется Башмет со своим верным альтом, спасение мира из дела безнадежного и опасного для жизни превращается в нормальное мужское занятие.Дальше слушателей ждал еще один сюрприз: молодой санкт-петербургский пианист Мирослав Култышев, поразивший умением сочетать виртуозную технику и личностный молодой азарт. Култышеву, исполнившему Концерт №1 для фортепиано с оркестром Прокофьева, удалось вернуть сочинению его изначальный смысл: сопротивление академическому официозу. Вставший за пульт Башмет казался уже не мудрым мэтром, а сверстником пианиста, с удовольствием поддержавшим его намерение немного похулиганить. Зато в прокофьевской Второй сюите из “Ромео и Джульетты” маэстро был деликатен, будто плел вместе с оркестром старинные кружева.Еще один принципиальный позитив: с тех пор, как Юрий Башмет возглавил “Новую Россию” концертов с его участием в столице стало ощутимо больше.