Реинкарнация «Москвича»
[b]Соответствующее распоряжение № 1182-РП подписал на прошлой неделе мэр Москвы Юрий Лужков. Как указано в документе, в течение ближайших двух лет должен быть реконструирован главный корпус, подготовлены инфраструктура и площадка для развития производства автомобилей и автокомпонентов.[/b]Заказчиком строительства от имени правительства Москвы выступит Департамент науки и промышленной политики. Только в этом году на эти цели из бюджета города будет перечислено 550 млн рублей в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2007–2009 гг.Строительство пойдет на так называемой новой территории завода по адресу: Волгоградский проспект, 42.[b]Жертва эпохи[/b]История завода, который за последующие полвека как только не назывался, началась 78 лет назад. 31 мая 1929 года было подписано соглашение между компанией «Форд» и ВСНХ СССР. Согласно контракту «Форд» строил автозавод в Нижнем Новгороде.А в нескольких городах – в том числе и в Москве – налаживал выпуск машин из комплектующих деталей. В том же году началось и строительство Московского автосборочного завода, рассчитанного на выпуск 24 тысяч автомобилей в год. В декабре заводу было присвоено имя Коммунистического интернационала молодежи. Ровно через два года за ворота выехали первые легковушки «ГАЗ-А» и легкие грузовички «ГАЗ-АА». 15 января 1939 года предприятие вывели из состава ГАЗа и включили в состав Глававтопрома как самостоятельный завод – Московский автомобильный завод им. КИМ. Для завода даже разработали собственную модель – «КИМ-10». Но наладить серийное производство не успели из-за войны.Современная история завода началась 26 августа 1945 года. Было принято постановление ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». Завод им. Ким был переименован в МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей). В его цехах появилось трофейное оборудование: сборочные конвейеры завода Opel в Рюссельхайме, вывезенные при содействии американских оккупационных властей. Первый автомобиль «Москвич-400» был собран 4 декабря 1946 года, а уже в январе началось серийное производство.…К 1987 году завод выпустил 4 млн автомобилей. Это, к сожалению, очень немного. Новая модель – переднеприводный «Москвич-2141» сошла с конвейера 9 июля 1988 года. Несмотря на то что для завода это было несомненным шагом вперед, новый «Москвич» уступал конкурентам из Тольятти по дизайну, скоростным характеристикам и качеству сборки. Однако это не помешало Совету министров СССР примерно в это же время выделить заводу целевой кредит в $385 млн. Этот кредит и стал той «точкой невозврата», после которой начался кризис, плавно переросший в банкротство.Медленная смерть одного из градообразующих предприятий – в лучшие годы на Автозаводе имени Ленинского комсомола (АЗЛК) работало до 25 тысяч человек – началась в конце 80-х годов. К этому времени кредит Внешторгбанка удвоился. Плюс добавились долги за электроэнергию, теплоснабжение… Правда, полувековые традиции давали о себе знать. Вопреки действиям не слишком умелого, а порой и преступно халатного руководства завод все-таки боролся за свое выживание. Конвейер то запускали, то снова останавливали. Предпринимались попытки создавать новые модели авто. Но ни «Князь Владимир», ни тем более «Иван Калита» ко двору не пришлись.[b]Попытка – как пытка[/b]…Жизнь в цехах завода «Москвич» окончательно замерла в марте 2002 года. Тогда цеха отключили от тепло- и электроснабжения. Правда, все еще надеялись на лучшее. Особенно с учетом заявления замминистра науки, промышленности и технологий РФ Сергея Митина, официально объявившего, что ситуация на заводе не так плоха. Мол, реанимация «Москвича» предусмотрена концепцией развития автопрома, а на предприятии работает совместная комиссия Минпромнауки и столичного правительства. А 24 января нового 2003 года руководитель Департамента науки и промышленной политики правительства Москвы Евгений Пантелеев сообщил: с правительством РФ достигнута принципиальная договоренность по выводу «Москвича» из кризиса. Более того, по словам столичного чиновника, в конце весны – начале лета предприятие заработает вновь, и с конвейера начнет сходить все та же модель «2141». «Рыночная ниша для этого вида автомобилей такова, – заявил тогда глава департамента, – что завод спокойно может выпускать до 60 тысяч автомобилей в год».Зима закончилась. Но никаких новостей с Волгоградского проспекта не поступало. Как, впрочем, и из московского правительства. В конце февраля 2003 года в управлении машиностроения Департамента науки и промышленного развития правительства Москвы автору этих строк сообщили, что антикризисной программы для «Москвича» еще нет: нужно решить слишком много финансовых вопросов. Так что пока все дело сводится к нескольким документам «для служебного пользования».Однако, выяснилось вскоре, в конце все того же февраля свершилось то, к чему правительство Москвы шло с 1998 года. Концерн «Рено», один из правообладателей СП «Автофрамос», решился на полномасштабное производство в Москве новой модели, получившей сначала индекс Х90, а потом и собственное имя – «Логан». Все это вовсе не означало, что судьба «Москвича» волнует французов. Они постоянно подчеркивали: мы – отдельно, «Москвич» – отдельно! Собственно, уже тогда было ясно, что спасать завод поздно.Даже если бы московское правительство сумело договориться с Мосэнерго, нашло средства для компенсации федеральных долгов и все-таки получило бы завод в собственность, то, потратив на тот момент примерно 800 млн долларов, оно получило бы взамен заброшенные цеха, изношенное оборудование, способное выпускать все тот же доступный, но морально и технически устаревший «Святогор».Запуск новой модели обошелся бы еще в миллиард долларов. В итоге для реанимации завода требовалось уже почти два миллиарда долларов. Откуда бы они взялись? Жизнь после смерти Во втором полугодии 2003 года задолженность ОАО «Москвич» только по кредиту составляла уже $700 млн. Кроме того, «Москвич» в течение трех месяцев не платил аренду Московскому земельному комитету. Набежало еще 25 млн рублей. 7 мая 2003 года Москомзем совместно с Комитетом города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве) первым инициировал заявление о признании ОАО «Москвич» банкротом.Решение Арбитражного суда от 28 февраля 2006 года можно было спрогнозировать. На тот момент текущая задолженность «Москвича» составляла 23,3 млрд рублей. Это практически и поставило точку в судьбе завода.Арбитражный суд открыл на «Москвиче» конкурсное производство. 4 декабря прошлого года вся недвижимость завода «Москвич» (54 объекта на территории в 94 гектара) была куплена на торгах УК «Метрополь» практически по стартовой цене – за 5,5 млрд рублей. 18 января этого года был подписан договор между «Метрополем» и правительством Москвы. В результате сделки, цена которой составила 3,621 млрд рублей, в собственность города перешло 24 объекта нежилой недвижимости (540 тысяч кв.метров производственных площадей и 18 тысяч кв. метров Дома культуры АЗЛК), расположенных на земельном участке площадью около 50 га. По словам столичных чиновников, приобретенные площади будут использованы для нужд «Автофрамоса», а также для развития производства комплектующих и запчастей, которые планируется поставлять «Автофрамосу».По условиям соглашения французский автопроизводитель инвестирует 150 млн долларов, а правительство Москвы предоставляет дополнительную территорию для увеличения объемов производства. Общая площадь новых производственных мощностей «Автофрамоса» составит около 250 тысяч кв. метров. Сейчас завод занимает приблизительно такую же площадь.После расширения СП будет выпускать три модели «Рено Логан», в том числе уже хорошо известный седан. Наверняка на конвейер встанут и другие модели «Рено». Увеличение мощностей завода придется на середину 2009 года параллельно с запуском производства новых версий «Логан».[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]В ходе проекта «Рено» инвестирует 150 млн долл. в реконструкцию зданий и оснащение их промышленным оборудованием, а правительство Москвы предоставит дополнительные площади для увеличения объемов производства. В 2007 году будут освобождены площади от оборудования, принадлежащего сторонним организациям, окончены работы по архитектурно-строительной части механического корпуса, получено разрешение на строительство, позволяющее выполнять строительные работы в будущем цехе окраски. В 2008 году окончательно утверждено и начато изготовление производственного оборудования. В 2009 году состоится приемка производственного оборудования, а также административная приемка новых площадей завода. Начнутся производство и продажа новой модели автомобиля. Расширение производства на заводе «Автофрамос» будет сопровождаться увеличением численности персонала предприятия – с 2300 человек в настоящий момент до 3300 человек в 2009 году.[/i][b]ТОЛЬКО ЦИФРЫ[/b][i]В апреле 2005 года был пущен сборочный конвейер и успешно реализован первый этап освоения производства современных автомобилей малого класса «Рено-Логан».Стоимость автомобиля в базовой комплектации составляет 9,7 тыс. долларов. Всего в 2006 году было произведено 51 318 автомобилей. В 2007 году планируется выпустить более 70 тыс. автомобилей.Успешное развитие данного проекта является результатом взвешенной промышленной политики правительства Москвы, направленной на сохранение и развитие реального сектора экономики.[/i][b]КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ[i]Генеральный директор ГУП «Стройэкспром» Александр ЮЗВИК:[/b]– Нам предстоит построить и реконструировать огромные промышленные объекты. Это главный корпус завода, площадь которого составляет 229 тыс. кв. м. И прессовый корпус площадью 88 тыс. кв. м. Работа предстоит сложная. Достаточно сказать, что эти производственные корпуса определенный период времени даже не отапливались. Стоимость работ можно будет определить после подготовки проектно-сметной документации.Наше предприятие – заказчик. Непосредственный производитель определится в ходе конкурса, который проведут в ближайшее время – в течение одной-двух недель. В этом случае будущий победитель конкурса сможет начать проектные и строительные работы в начале сентября нынешнего года. В 2008 году мы должны сдать эти корпуса СП «Автофрамос» под ключ. Технологической оснасткой цехов займутся автомобилестроители.[/i]