По забытым следам Русского Карфагена
[b]Сегодня из Николаева на двухпарусной крейсерской яхте «Гринда» стартует беспрецедентная историко-поисковая экспедиция юных московских моряков. Ее итогом должно стать отдание достойных почестей нашим предкам-воинам на русском кладбище далекого порта Бизерта – самого северного города Туниса.[/b]Увековечить память 180 сражавшихся на стороне Белого движения офицеров и моряков – лучше поздно, чем никогда – предложила аккредитованная при Совете Европы Международная Федерация мира и согласия, а профинансировали экспедицию два столичных департамента – международных связей и семейной и молодежной политики.[b]Как уходила эскадра[/b]Многим памятен «Рассказ о бегстве барона Врангеля» Владимира Маяковского, четыре десятилетия спустя положенный на музыку Георгием Свиридовым. Но мало кому известно, куда именно направилась основная часть эскадры, драматически эвакуировавшейся под обстрелом красных в ноябре 1920 года из Севастополя. Через месяц пути под французским эскортом 33 русских корабля пришли в тунисский порт Бизерта. Многим казалось, что изгнание продлится недолго. Как вспоминает единственная ныне здравствующая в Бизерте наша соотечественница – свидетельница тех событий Анастасия Ширинская, первый тост на новый, 1921 год был кратким: «За скорейшее возвращение!» Увы, тем надеждам не суждено было сбыться.Оказавшимся на чужбине десяткам тысяч русских людей пришлось как-то налаживать быт. Очень скоро в старом нежилом форте Джебель-Кериб открылся Морской корпус, где офицеры как могли поддерживали боеготовность эскадры…Все это закончилось в 1924-м, когда Франция признала Советское государство. Русским военным пришлось идти на гражданскую службу. Здесь они были нарасхват, как умелые геодезисты, топографы и строители. Но корабли русской эскадры скоро пошли на слом, а когда Тунис добился независимости, наша диаспора вынуждена была перебраться во Францию. С тех пор русская колония в Бизерте практически исчезла. Некогда эта история так потрясла Антуана де Сент-Экзюпери, что он назвал Бизерту Русским Карфагеном.[b]Тринадцать ребят и одна девушка[/b]В Советском Союзе о Русском Карфагене по понятным причинам не вспоминали. Только 15 лет назад Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II принял под свою юрисдикцию русскую православную общину в Тунисе – прихожан двух храмов, сооруженных в давние годы энтузиастами-эмигрантами. И вот сегодня в путь отправляются 13 московских юношей и одна девушка, под руководством опытной команды профессиональных моряков – бывших военных Черноморского флота России.Вот что сказал нашему корреспонденту Александр Федосов, участник московской молодежной экспедиции «По следам Русского Карфагена»:– Сегодня нам трудно представить, что чувствовали в 1920-м году вставшие на сторону белых офицеры, покидая на военных кораблях родные берега. Для меня очень важно понять их состояние и пройти их путем до Туниса, где они нашли последнее пристанище.Проект «Русский Карфаген» стал юбилейной, Х международной парусной экспедицией «По страницам истории флота российского», которые уже несколько лет проводят под патронатом Федерации мира и согласия наши юные земляки. Первый экипаж, задача которого довести яхту «Гринда» до Греции, представляет Северо-Восточный округ. Сюда попали ребята из Клуба юных моряков «Северное Медведково» и Творческого объединения «Колокол». Сменит их своеобразная сборная Москвы, «усиленная» одним талантливым гостем – юным художником из Омска, вошедшим в команду по специальному приглашению столичного правительства. Этот экипаж и примет участие в мемориальных мероприятиях на русском кладбище в Бизерте, а также передаст священнику Дмитрию Нецветаеву на роспись храма Воскресения Христова немалую сумму денег, собранную в Москве на благотворительных концертах. Второй экипаж сменят юные мореходы из Татарии. Вернут же яхту из Стамбула – с заходом в Варну – снова московские школьники.[b]Там, где погибла «Счастливая щука»[/b]Визит в Болгарию не случаен.– Еще в 2001 году от болгарских аквалангистов мы узнали, что на морском дне недалеко от Варны найдены останки советской подводной лодки Щ-211, – вспоминает руководитель проекта «Русский Карфаген» Сергей Гоголев. – У нас «Счастливая щука», как называли ее офицеры Черноморского флота в Севастополе, считалась пропавшей без вести во время Великой Отечественной войны. При поддержке нашего хорошего друга и покровителя – тогдашнего главкома ВМФ РФ адмирала Куроедова – мы обратились к официальным лицам Болгарии, и вскоре те подтвердили информацию о находке «Щуки».После кропотливой работы в архивах, когда ребятам по крупицам удалось восстановить обстоятельства гибели лодки, наш клуб организовал парусную экспедицию – историко-мемориальную. На месте гибели «Щуки» мы по старой морской традиции спустили на воду Венок Памяти, а на следующий день отправились к устью реки Камчия, где во время своей последней боевой операции субмарина успешно высадила на вражеский берег десант болгарских антифашистов. И только мы нашли памятник болгарским патриотам, как с огромным изумлением увидели в воде наш венок, спущенный сутками ранее в 17 милях от этого места.Выходит, по каким-то сверхъестественным законам он сам нашел дорогу и с точностью до метра повторил последний путь подводной лодки. Мальчишки подняли венок и возложили его на памятник, где среди болгарских фамилий значилась и Щ-211…