На кого похож Митрофанушка?
[b]Читатели «Вечерки», разумеется, помнят бессмертного Митрофанушку из комедии Дениса Фонвизина. «Дверь? Котора дверь? Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стои, еще не навешана, так та покамест существительна…» Впервые «Недоросля» показали ровно 225 лет назад в Петербурге. А в мае следующего года пьесу увидели и москвичи. Так что у пьесы нынче юбилей…[/b]У автора комедии не было проблем в поисках прототипа своего героя, и современники легко могли определить его среди соседей или знакомых. Но спустя 80 лет после премьера у Митрофанушки появился конкретный адресат, которого «распознал» петербургский литератор В. П. Бурнашов.В 1861 г. в журнале «Иллюстрация» появилась его заметка, в которой он раскрыл прототип недоросля, сославшись, правда, на известного баснописца А. Измайлова. Оказывается, им был не кто иной, как Алексей Николаевич Оленин (1763–1843), президент Академии художеств, историк и археолог, знаток античного искусства, основатель и директор первой в России Публичной библиотеки, друг и покровитель многих художников и поэтов своего времени.По словам Измайлова (в пересказе Бурнашова), [i]«до 18-летнего возраста этот друг наук и искусств был величайшим невеждою, воспитанный матерью, послужившего Фонвизину для портрета Простаковой, тогда как сынок ее был оригиналом знаменитого Митрофанушки…»[/i]Версия получила широкое распространение и до сих пор печатается в газетах в разделе «Знаете ли вы». Между тем она не стоит и ломаного гроша.Литератор Бурнашов (1810–1888), «первенец богемы в России», известен своими «Воспоминаниями», изобилующими множеством фактических неточностей, а также изрядной пристрастностью. Как уверяет автор, разговор с Измайловым происходил летом 1832 года; но баснописец-то умер в январе 1831-го! Может быть, память подвела мемуариста? А еще Бурнашов пишет, что «не будь у Оленина дяди, Оленин и поныне остался бы Митрофанушкой, покрытый сединами; но дядя выхватил мальчика у баловницы матери и… дал ему самое дельное и блестящее воспитание».Все бы ничего. Да вот незадача: «блестящее воспитание» мальчик получил дома. Сохранившееся в архиве расписание занятий рассказывает, что у 7-летнего Алеши были ежедневные занятия по 8 предметам! А в 11 лет родители отправляют его в столицу, определяя в Пажеский корпус, где подросток изучает естествознание, математику, военное искусство, географию, историю, русский и иностранные языки, а также генеалогию, геральдику, юриспруденцию… В корпусе он знакомится с сочинениями Вольтера, французских энциклопедистов и баснописцев.В 17 лет Екатерина II посылает юношу в Германию для совершенствования в науках. Причем он – единственный из выпускников Пажеского корпуса отправляется туда за счет императрицы. Два года Оленин учится в Страсбургском университете, затем в Дрезденском артиллерийском училище. В Германии он получает прочные знания по истории, археологии, искусству. По возвращении в Россию Академия наук избирает 23-летнего ученого своим членом. Вот вам и Митрофанушка! Но вернемся к Бурнашову, который пишет: [i]«Уверяют, будто комедия «Недоросль» виденная Олениным в молодых летах, произвела сильное впечатление на молодого человека и заставила его приняться за учение и бросить голубятничество и страсть к бездельничанью…»[/i]Но факты выступают и против этого домысла. Премьера комедии Фонвизина состоялась ровно 225 лет назад, 24 сентября 1782 года, когда Оленин жил в Страсбурге и вряд ли мог «узнать себя» в герое пьесы. Одним словом, Бурнашов «врет, как очевидец».