Последняя любовь Елены Майоровой
Тайна ее гибели до сих пор не раскрыта. Есть много домыслов и предположений, но факт остается фактом: актриса ушла из жизни в огне. Как говорят, в квартире она была одна и выбежала на улицу, объятая пламенем, к служебному входу Театра им. Моссовета, который находился во дворе ее дома.[b]О Елене Майоровой вспоминает режиссер Наталья Пьянкова, в фильме которой «Странное время» актриса сыграла свою последнюю роль.[i]Меня обвиняли в спаивании Майоровой[/i]– Наташа, я видела твой фильм «Странное время» на фестивале «Кинотавр» в Сочи в 1997 году. Фильм тогда приняли хорошо, была положительная пресса, а Майорова серьезно претендовала на приз за исполнение главной женской роли. Почему затем вдруг на тебя и твою картину начались «наезды»?[/b]– Травля началась после съезда Союза кинематографистов, где я выступила в защиту Никиты Михалкова, который возглавляет союз. Его противники ополчились на меня. И сразу мой фильм, который получил много призов на международных кинофестивалях, стали называть бездарным и пошлым. Меня, помимо прочего, обвиняли в спаивании Елены Майоровой и в «плохом на нее воздействии». Это отвратительно![b]– Наташа, как все началось? Почему ты пригласила в свой фильм Майорову?[/b]– Я не была с ней знакома, но любила эту актрису по экрану. Мне очень нравилось ее лицо, в основном глаза, разъятый, как на иконах, совершенно не сфокусированный, охватывающий, женский, такой вселенский взгляд. И мне важна была такая актриса для характеристики героини, которая показана в достаточно рискованной истории (как любят говорить ханжи и моралисты). Мне важно было ее иконописное лицо, для того чтобы говорить о тонких и острых вещах – таких как любовь с первого взгляда. Встреча с героем Олега Василькова была для героини такой любовью с первого взгляда. Секс там был отодвинут…[b]– Как отодвинут? Герои обнажены… откровенная эротическая сцена…[/b]– Ну, там у них что-то не получилось… там были какие-то закавыки. Герой был не вполне в себе. Если смотреть внимательно, если отворачиваться от голых тел, считая, что это стыд-позор, стрем… если смотреть на это чистыми глазами, все можно увидеть и услышать.[b]– Почему в последнем кадре все персонажи фильма полностью обнажены и… сидят на деревьях?[/b]– Это такая трактовка Эдема.[b]– А зачем ты тоже вместе со всеми сидела на дереве в чем мать родила?[/b]– Из солидарности. Я поняла, что это последний шанс показать, что я еще ничего ([i]смеется[/i]). К тому же я тоже играла в своем фильме одну из ролей. Вообще вся съемочная группа снималась в этой сцене. Только оператор был одет и врач.Было начало ноября, хороший холодный солнечный день в Москве, в Ботаническом саду. У нас был ящик водки. Врач следил, чтобы не было переохлаждения и чтобы не напились. А то бы с деревьев попадали ([i]смеется[/i]).[b][i]Мы держали ее выше себя[/i]– Майорова сразу согласилась на эту роль?[/b]– Сразу. Ей отправили сценарий, а потом мы встретились в Доме кино, поднялись в ресторан и проговорили часа четыре. Она мне рассказывала о своей первой любви на Сахалине, где она родилась и провела детство и юность. Но сказала, что боится сниматься обнаженной и никогда якобы этого не делала – за нее снимались дублерши. Я поняла, что она лукавит, потому что в картине у Митты в фильме «Затерянный в Сибири» есть сцена в бане, где Елена снималась обнаженной. Но там это не касалось эротики. Она сказала, что понимает мою героиню и осознает, что это непорочная история о невостребованной любви сорокалетней женщины… Она мне все время говорила: «Мы с тобой ровесницы, и у нас много общего».[b]– Как она все-таки решилась раздеться?[/b]– Картина была малобюджетная, поэтому многие работники съемочной группы снимались как актеры. Она видела, как самоотверженно делается картина. Лена почувствовала себя частью нашего коллектива, и когда подошло время снимать эту постельную сцену, она к ней была готова. Она понимала, что тут нет никакого подвоха, что надо показать любовь и самоотверженность женщины, которая способна полюбить, помочь, обласкать… Когда снимали эту сцену, Лена сказала: «Пусть все уйдут, ассистент оператора пусть фокус наведет и тоже уйдет, а оператор пусть тоже разденется. Мы с Васильковым друг друга не стесняемся. Наташка – женщина (обо мне), пусть стоит». Ну, все ушли, оператор разделся до трусов – так и снимал.[b]– Лена и Васильков в фильме играли влюбленных. А в жизни?[/b]– Была… влюбленность между ними. Я помню, мы в новогоднюю ночь под утро должны были к ней приехать, а Олег проспал. Она обиделась. Он тоже говорил, что весь Новый год у него был испорчен. Уже у них были какие-то привязанности. Но на Рождество она уже приехала к нам. Все было хорошо. Завязались более тесные отношения. Лена и Олег часто вместе ездили на каток, слушали одну и ту же музыку.[b]– То есть был роман?[/b]– Они никогда не посвящали нас, вместе ли они ночуют. Она всегда имела свой приоритет в группе. Мы все были однокурсники, однокашники, подружки, а ее… держали выше себя. Она все же была звезда. И у нее была тяжелая судьба. Она долго шла к своему успеху. В театре у нее были сложности…[b]– Во МХАТе?[/b]– Да. Там что-то непонятное с Ефремовым, неполадки… выпивка. Были провалы алкогольные. Самое страшное – загнать этого змия внутрь себя. Из-за алкогольной зависимости в жизни ломаются какие-то вещи. Шила в мешке не утаишь. Нужно срочно кричать «SOS!» и искать того, кто поможет, кто вылечит.Они с Сережей Шерстюком, с мужем, вместе выпивали, и он был сторонником того, чтобы она это скрывала.[b][i]Ты там, где черемуха цветет[/i]– И все таки: что случилось в тот последний вечер, когда она погибла?[/b]– Говорят, она звонила в съемочную группу Александра Орлова «На ножах», где ее ждали на озвучание, и говорила, что у нее болит горло и она полощет его керосином… Я вообще не понимаю, почему до сих пор не проведено расследование… до сих пор остается нераскрытой тайна гибели Лены.[b]– Я слышала, что были водка и сигареты. При чем тут керосин?[/b]– Она очень тревожно себя в этот день чувствовала. Звонила Догилевой, Жене Миронову и Олегу Василькову. Но… страшная ирония судьбы: Васильков всего на три дня в это время уехал на съемки в Уфу, и у него на пейджере было очень много сигналов от нее (тогда мало у кого были мобильники). Тексты не доходили, проходили только сигналы. Кому-то из своих друзей она сказала: «Я никак не могу дозвониться до Олега». Мне она почему-то не позвонила и никому из нашей съемочной группы тоже. На другой день мы вместе с ней должны были улетать на кинофестиваль в Питер с нашей картиной.[b]– Почему она долго звонила Олегу?[/b]– Наверное, ждала помощи от него. Периодически было, когда она выпивала и ей становилось одиноко, она ему звонила, и он приезжал. Олег увозил ее за город и откачивал. Сам он не пил, потому что в это время был подшитый. Он ее всегда поддерживал. Олег приехал из Уфы в Москву и только по телевизору узнал о ее гибели. Он мне позвонил… заикался. Я его не узнала и не сразу поняла, что это Васильков.[b]– Он не отверг ее накануне?[/b]– Нет, нет. Он винил себя, что не смог оказаться рядом в этот момент. Васильков долго метался в страшных муках. Она потом к нему часто являлась, как наяву. Он говорил: «Еду в машине, смотрю в зеркало и вижу на заднем сиденье Лену». Его стопорило посреди дороги. А проезжая Троекуровское кладбище, он молился. Олег пытался долго найти объяснение случившемуся, как любой православный человек, который носит крест, и чистый парень, воспитанный в провинции. ([i]Олег из Воронежа[/i]). Его долго это терзало. Я думаю, что мучит и до сих пор. У Олега все время крутилась мысль, что она не сама… не сама это сделала. Ни он, ни она не виноваты. У нее было очень много поклонников, среди которых могли быть маньяки. Она ведь была театральная артистка, за которыми обычно ходит много почитателей.[b]– У нее до самой смерти продолжались близкие отношения с Олегом?[/b]– Да. В июне на «Кинотавре», за два месяца до гибели, они все время ходили, взявшись за руки. Она все переживала: «Вот... заканчивается наш «пионерский лагерь»… Мы через два дня должны возвращаться в Москву». Я утешала ее: «Лен, все только начинается. Сейчас фестивали начнутся, будем ездить». Она говорила: «Нет. Сначала съемки шли, потом премьера… последние денечки…»[b]– Насколько Олег моложе Лены?[/b]– На 12 лет. Ему было 28 лет.[b]– Сергей Шерстюк, ее муж, знал об Олеге?[/b]– Он что-то подозревал… наверное. У них были очень сложные отношения с Леной. На ее последний день рождения мы с Олегом приехали к ней. Дома были только Лена и Сергей. Она была уже выпивши и бузила. Лена и Васильков ставили свою музыку, которая им нравилась, из группы «Любэ»: «А ты там, где черемуха цветет…» Сережа возмущался. Ему не нравилась эта песня. У них назревал скандал. Мы решили, что Лену надо забрать, опасаясь, что они поссорятся. Но в результате оставили ее дома, потому что, кажется, Сергей очень ревновал ее к Олегу.[b][i]Меня зовет Лена[/i]– Когда ты последний раз видела Сергея?[/b]– На похоронах Лены, после отпевания. Он подошел, спросил: «Ну, она успела у тебя в картине все доделать?» Говорю: «Да». «Ну, слава богу, а то она у Орлова не успела». У него никаких претензий ко мне не было. Это позже началось, когда он уже заболел. ([i]Сергей умер от рака через девять месяцев после Лены[/i].)[b]– Почему он так спокойно с тобой разговаривал на похоронах?[/b]– Наверное, у него шок был. Я спросила: «Что ты теперь делать будешь?» Он сказал: «Наверное, в Америку уеду. Мне тут теперь делать нечего». Понимаешь, он свои картины продавал в Америку. Но так и не уехал. А через девять месяцев умер.[b]– Наташа, ведь не доказано, была ли гибель Елены случайностью. А если это самоубийство, почему ее отпевали? Ведь это грех.[/b]– Дело в том, что она попросила прощения у Сергея и у Бога, когда лежала на вахте Театра им. Моссовета. Она повторяла: «Прости меня, Бог, прости меня, Сережа». Потом она впала в кому.Священник разрешил ее отпевать, потому что Лена была верующая и потому что попросила прощения. На опознание пригласили Сергея Маковецкого, потому что Сергей был на даче, никому почему-то не дозвонились.[b]– На «Кинотавре» Лена все-таки не получила приз за лучшую женскую роль.[/b]– Хотя была представлена на главный приз. Председателем жюри был кинорежиссер Владимир Хотиненко, у которого она когда-то снималась. Лену предупредили заранее, что приз идет к ней, а уже накануне сказали, что приз будет у другой актрисы. Она очень огорчилась. Мы с ней взяли бутылочку водки, малосольные огурчики, пошли на берег моря. Я ей сказала: «Лена, это пока премьера, дальше может быть хуже. Ты должна быть готова». Она ответила: «Мне плевать, я в этой картине перешагнула через себя, через свои представления о людях и через представления людей обо мне. Я через многое перешагнула, мне все равно». Она видела, что многие ханжи стали ругать, не поняли картину, в которой она открыла свое женское нутро, которое раньше угадывалось только в ее глазах.На закрытии фестиваля Лена была в роскошном красном платье со шлейфом и с кульком семечек. И нас как призеров посадили во второй ряд.[b]– Зачем семечки?[/b]– Ну, это было сделано для эпатажа, чтобы показать, что ей на все наплевать.[b]– Это было в июне 1997 года, а в конце августа она погибла.[/b]– А через несколько месяцев после ее смерти Василькову пробили голову случайные люди во дворе его дома. У него осколок черепа застрял в мозгу. Была сложная операция, и первое, что он мне сказал, когда я приехала к нему в больницу: «Ты помнишь, какой сегодня день?» Он с кровавой головой лежал, у него были страшные спазмы. А потом: «Меня, наверное, зовет Лена. Сегодня ее день рождения». А в это время в другой больнице умирал Сережа.[b]– Олег потом выздоровел, женился?[/b]– Да, через какое-то время. И у него родился ребенок.[b]ДОСЬЕ «ВМ»[i]Елена МАЙОРОВА [/b]родилась 30 мая 1948 года Южно-Сахалинске. Окончила ГИТИС. Фильмы: «Скорый поезд», «Вам и не снилось», «Одиноким предоставляется общежитие, «Мелкий бес», «Плащ Казановы», «Зина-Зинуля», «Странное время» «На ножах» (не успела озвучить, ее роль озвучила подруга).[/i][b]ДОСЬЕ «ВМ»[i]Олег ВАСИЛЬКОВ [/b]окончил актерский факультет ВГИКа. Фильмы: «Сто дней до приказа», «Не стреляйте в пассажира», «С Новым годом, Москва!», «Странное время», «Марш славянки», «Брат-2».[/i][b]ДОСЬЕ «ВМ»[i]Наталья ПЬЯНКОВА [/b]родилась в г. Мытищи Московской области в 1948 году. Окончила режиссерский факультет ВГИКа. Сняла фильмы «С Новым годом, Москва!», «Странное время», «Марш славянки».[/i]