Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Великий поэт Коржавин вернулся в Россию

Развлечения

[b]Скромный, тесноватый читальный зал Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) на Выборгской улице давно не видел такого аншлага. Пожилой, часто и сильно щурившийся под бликами фотовспышек поэт, получив от руководителя Федерального архивного агентства Владимира Козлова копию охранного договора, не утерпел – встал и принялся читать свои стихотворения[/b]. Одно, другое, третье… Вдруг, будто задохнувшись на полуслове, изменившимся голосом извинился и, поддерживаемый супругой, вышел в коридор, за ужасно скрипучую дверь госархива. Так великий поэт и один из последних представителей наивного племени шестидесятников Наум Коржавин вернулся в Россию. Пока только в виде своего бостонского архива – многочисленных рукописей, фотографий, зарубежных изданий, обширной переписки с друзьями – Бенедиктом Сарновым, Станиславом Рассадиным, Владимиром Войновичем, Булатом Окуджавой… Но, быть может, для писателя подобное возвращение куда важнее, чем документальное оформление на Родине постоянного места жительства с пропиской и регистрацией. Подлинным именинником выглядел руководитель Росархива Владимир Козлов. И не только потому, что для нашего государства заключенный с «фондообразователем» договор выглядит беспрецедентным: в нем Коржавин всего-навсего просит «сохранить архив и ставить в известность меня и мою жену при обращении к нему» (то есть передает уникальные документы РГАЛИ бесплатно). Как рассказал сам Козлов, он с юности знает Коржавина: покойный тесть Владимира Петровича – известный советский ученый-историк Александр Зимин тоже входил в круг близких друзей Наума Моисеевича. – По молодости я затаил на Коржавина обиду, – поведал Владимир Петрович. – У него было стихотворение примерно с такими строками (не ручаюсь за точность цитирования): «На нас надвигается юность иная, надежд ни на что уже не питая». Как же так, негодовал я, мы только что окончили школу (это был конец 1960-х годов), через десять с небольшим лет наступит коммунизм! Поделившись с Наумом Моисеевичем недоумением, я услышал от него: «Ну да, образование и общие знания-то у вас, конечно, есть. Но нет Знания Прошлого, в котором Эксперимент – всего лишь частичка». А после окончания института я служил в армии и получил письмо от Зимина. Там было написано, что Коржавин уезжает в Штаты и просит у меня два номера журнала «Прометей» (было такое молодежное издание, отличавшееся если не либеральностью, то по крайней мере некоторой незашоренностью). Я, конечно, ответил согласием. Кстати, сейчас те журналы почему-то не вернулись… Если серьезно, тогда было сильное опустошение, ощущение того, что от нас безвозвратно уходит целый слой культуры, который в лучшем случае осядет в эмигрантском архиве Гувера или в библиотеке Колумбийского университета. Как же хорошо, что теперь мы можем хотя бы частично исправить ошибки своих отцов… Начальник центра комплектования РГАЛИ Лариса Бабаева, непосредственно отбиравшая документы в бостонской квартире Коржавина, отдельно поблагодарила за «переброску» архива МИД РФ. Ведь прямого авиасообщения между Бостоном и Москвой нет, поэтому сначала ценный груз привезли в Нью-Йорк, а уже оттуда диппочтой он прилетел к нам – тоже, кстати, бесплатно для Росархива. Правда, путешествие выдалось долгим, поэтому сторонним исследователям с этими раритетами работать пока нельзя: архиву только предстоят научная обработка и описание. При условии достаточного финансирования эта тема может попасть в федеральную целевую программу «Культура России» на 2008 год (и, как сказал Владимир Козлов, получив уникальный архив бесплатно, мы просто обязаны приложить для этого все силы). В этом случае бостонский архив Коржавина откроется для посетителей в 2009 году. Нашему корреспонденту удалось взять короткое интервью у поэта: – Наум Моисеевич, почему все-таки вы решили не оставлять архив в Америке? – Когда в 1973 году я приехал в США, одним из первых новых чувств, овладевших мной, была гордость за моих старых друзей. Ведь они ничуть не хуже и не глупее, понял я, ни хваленых старожилов-эмигрантов, ни этих зазнаек американцев. А почему так? Стал я анализировать. И пришел к выводу: благодаря «железному занавесу» мы в значительной степени спаслись от разрушительного для культуры десятилетия 1960х. Наоборот, нам оно дало шестидесятников, а на Западе вылилось в молодежные бунты – отнюдь не против частной собственности и капитализма, как это у нас преподносили, а против традиционной культуры. С чем в итоге вышла из этого Америка? Один «специалист», давний выходец из Чехословакии, меня на полном серьезе спрашивает: «Коржавин, как вы можете общаться с историками? Что у вас с ними общего, вы ведь писатель!» «Да нормально, – говорю, – у меня и физики среди друзей есть…» У него вообще глаза на лоб, для него это нарушение законов природы. Ведь он – «профешнл»! Будучи библиографом, он непонимает, зачем читать книги, – компьютер же есть! – Что плохого в профессионализме? – В профессионализме, конечно, ничего плохого нет. И в США есть очень образованные профессионалы. Но сама атмосфера там вырождает профессионализм в явление, для которого я придумал особый термин – «профессиональство». Один жуткий профессор сказал однажды страшную вещь: «Если молодой человек или девушка в 13–14 лет увлекались литературным произведением, они уже никогда не смогут стать его объективными исследователями». Это же надо додуматься – объективное исследование! На хрен оно вообще нужно? Я вам скажу, как пишутся такие «исследования»: берется текст и к нему применяется «метод». Как-то не хочется, знаете, когда-нибудь ощутить себя объектом такого вот «исследования». – А в бумагах, прибывших из Бостона, есть какие-то особо для вас ценные? – Есть такие документы, которые мы с женой уже сами не могли найти и думали, что они давно пропали. Например, письмо Горбачеву, написанное во время перестройки, о борьбе с коррупцией. Я потом интересовался – Михаил Сергеевич сказал, что ничего не получал. Хоть я и направлял послание двумя разными каналами… Но вообще-то я благодарен Лубянке. Дело в том, что при аресте в 1947 году у меня все записи отобрали. А когда уголовное дело закрывали, на нем написали: «Хранить вечно». Понятно, что при последующих перипетиях у меня ничего бы из тех бумаг не уцелело. А много позднее, уже после реабилитации, чекисты ко мне отнеслись с пониманием и все вернули. Справка ВМ: Наум Коржавин родился в 1925 г. в Киеве. В 1945 г. поступил в московский Литературный институт им. Горького, в 1947 г. арестован за «антисоветские сочинения». Провел 8 месяцев на Лубянке, затем 5 лет в сибирской ссылке, затем еще два года на поселении в Караганде. В 1954 г. освободился по амнистии и вернулся в Москву, двумя годами позднее был реабилитирован и вернулся в Литинститут. Диссидентская и правозащитная деятельность в 1960-е годы привела к закономерному итогу: поэта перестали печатать. В 1973 г. подал заявление на выезд из СССР «по причине нехватки воздуха для жизни». В США обосновался в Бостоне, где работал в редакции журнала «Континент». Там с женой и проживает до сих пор.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.