Юноши прыгали через «подобие лошади»
[b]В начале ХIХ века считалось, что в Москве «господствовала лень» и «свирепствовал преферанс». Что молодые юношимосквичи «не отличались чрезмерной живостью, любили халат, трубку, кейф, лошадей, тяготились путным разговором, прогулкою пешком и постоянством в занятиях».[/b]На их фоне девушки казались намного бойчее. Они больше читали, были более скорые смекалкою.В нашем городе тогда для девушек не было простой школы гимнастики (подобной тем, что входили в то время в моду на Западе) по причине природной резвости москвичек. И не они, а юноши нуждались в совершенствовании своих молодых тел. Потому именно для них на Трубном (Цветном) бульваре в доме князя Касаткина-Ростовского была открыта Гимнастическая школа. Ее помещение находилось прямо напротив бульварного маломощного фонтана, который вяло циркулировал водой речки Неглинной, как бы символизируя скучную размеренную жизнь молодых людей.Это очень полезное заведение с будущей широкой славой популярности основали, вложив значительный капитал, господа Пуаре и Билье.Школа не имела никакой роскоши, но была оборудована по последнему слову требований к таким же заграничным заведениям — «по всем правилам искусства ломания».В школе были два зала: один для гимнастики «в два света» (то есть по высоте в два объединенных этажа с окнами) и другой — в один свет, для фехтования. В гимнастическом зале на полу был насыпан толстый слой песка. Здесь были оборудованы брусья, бревна, деревянные и веревочные лестницы. В каменной стене можно было увидеть вмонтированные зарубки, по которым ловкие ученики могли взбираться прямо до высокого потолка (вот откуда, должно быть, повелось наше отечественное скалолазание как вид спорта).В зале стояли и чудные, на первый взгляд, снаряды, называвшиеся тогда «подобие лошади». Ученикам говорили: «Вы можете прыгать на нее и через нее». Если наши современники поменяют воображаемый пол «снаряда», то поймут, о чем, собственно, шла речь преподавателя-гимнаста. Эти «лошади»-«кони» и многие другие предметы были тогда физкультурными диковинками для Москвы.Пришедший в Гимнастическую школу мог также «упражнять свою силу и ловкость рук» чугунными гирями. Для точного измерения «могучести» можно было воспользоваться динамометром со стрелкой. К этому громоздкому приспособлению давались разъяснения: «При нажатии пружины прибора по разделенному на градусы медному полукругу отклоняется стрелка. Чем человек сильнее нажимает, тем больше и угол отклонения стрелки». У некоторых «могучих», бывало, стрелка зашкаливала.Фехтованию в Гимнастической школе учил преподаватель Московского кадетского корпуса господин Агафонов. Принципом в занятиях с учениками стало нарастание в физических нагрузках на тело и в сложности выполнения упражнений.Может показаться смешным, но пришедших вначале некоторое время учили просто мотать по команде головой, потом — махать руками и ногами. А если новый ученик не был «медведем по природе», как большинство его сверстников, то он мог начать занятия прямо с половины курса. Первые простые движения, безусловно, считались скучными. Поэтому молодые люди стремились поскорее их усвоить и перейти к более интересным подвижным упражнениям.Гимнастическая школа имела долгую историю своего существования. И в дореволюционной Москве стала настолько модной, что заниматься в ней считалось престижным времяпрепровождением.