Алексей Гуськов вступил в «Единую Россию»
Алексей Гуськов – народный артист России, Лауреат Государственной премии России, генеральный продюсер Кинокомпании «ФАФ», актер, продюсер, руководитель Актерского курса Школыстудии МХАТ, президент международного фестиваля школьных театров на русском языке «Золотой Ключик». Снялся в 40 с лишним фильмах, играет на сцене МХТ. – Вы только что вернулись из США. Расскажите, что это была за поездка. – Меня пригласили на 35-летие синематеки в Нью-Йорк, на Лонг-Айленд – с двумя фильмами, «Рагин» и «Отец» – картины, в которых выступил как продюсер и исполнитель главной роли. Очень рад, что встретился с абсолютно другой частью американской публики, так называемый клубный прокат Америки, которая знает и ценит классику мирового кино, качественный современный кинематограф и авторские ленты. Эти фильмы также прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне, Бостоне, Чикаго, и везде были полные залы. Знаете, я был очень горд, когда узнал, что в шорт-листе самых востребованных фильмов американского клубного проката находится «Война и мир» Сергея Бондарчука. – Почему пригласили именно вас? – На прошедшем в Монреале XXXV кинофестивале в конкурсной программе участвовал фильм «Отец». Так через Канаду я попал в Америку. Мне этот фильм очень дорог. Семья – это вечная тема. Мое участие в этой картине – в первую очередь дань уважения старшему поколению. Ветераны Великой Отечественной войны сейчас для молодежи – динозавры, о которых мало что известно. А ведь они такие же, как и мы, – так же любили, возвращались домой, мечтали и переживали. Мое детство пришлось на шестидесятые годы прошлого века, так что я из поколения, которое помнит. У меня оба деда – фронтовики, поэтому «Отец» еще и очень личный фильм. Эта военная, вернее послевоенная драма вызывает неизменный интерес и сопереживание у зрителей в любой стране. История, которую поведал в своем рассказе «Возвращение» наш замечательный писатель Андрей Платонов и которую мы перевели на язык кино, близка и понятна независимо от его национальности. – Мы оставили весь текст каноническим, платоновским, а там каждая фраза – целая судьба, и какие актеры: Полина Кутепова, Нина Русланова, Роман Мадянов, Лидия Вележева, Екатерина Васильева! После фестиваля в одной из самых влиятельных газет США «Нью-Йорк Пост» появилась небольшая заметка известного американского киноведа о фильме «Отец», в которой он написал о прекрасной русской актерской школе, показывающей характер персонажа в развитии. Таким образом, о нашем фильме узнали и предложили показать ее по кино-клубам в разных городах США. Американцы неравнодушны к Чехову, и наш «Рагин» уже с успехом демонстрировался в Нью-Йорке в Музее современного искусства, поэтому я взял в эту поездку и его. – С «корабля» вы почти сразу попали на «бал» – премьеру спектакля «История одной болезни», поставленного по мотивам рассказа Чехова «Палата № 6» выпускным курсом Школы-студии МХАТ, руководителем которого вы являетесь. Почему вы вновь выбрали это произведение? – Мой отец, – военный летчик, погиб при исполнении служебного долга, меня и сестру мама воспитывала одна. Она была рада, когда я поступил в МВТУ имени Баумана, и я очень благодарен ей, что мама поняла меня и не возражала, когда с последнего курса технического вуза я ушел в театральный. Учился я в Школе-студии МХАТа на курсе Виктора Монюкова. Он был педагогом от Бога, в первую очередь воспитывал в нас личность, но и в профессию вводил нас очень тонко и интересно. «Актер – это личность. Вырабатывайте точку зрения на жизнь, отстаивайте ее. А ремесло, оно придет». Еще у нас преподавал Евгений Евстигнеев – актерское мастерство. Он двумя-тремя фразами мог так объяснить, что на всю жизнь оставалось. С кинематографом мне тоже повезло. Хотя дебютировал в кино я поздно, в 27 лет, зато снялся в большом эпизоде в последнем фильме великолепнейшего режиссера Ильи Фреза «Личное дело судьи Ивановой». На площадке я наблюдал за филигранной игрой Татьяны Пельтцер, Натальи Гундаревой, Сергея Шакурова. Когда уже много сыграл в кино и на сцене, особенно когда стал продюсером и мне самому приходится сталкиваться с отбором актеров на роли, понял, что актерская школа «уходит». Сейчас гораздо легче стать шоколадным зайцем, чем достичь высот актерского ремесла, которые были у Черкасова, Борисова, Ефремова, Евстигнеева и других величайших актеров современности. Поэтому решил вернуться в свою Школу-студию, но уже в другом качестве – педагога. Слава богу, мне есть что сказать и показать моим студентам. У меня трое детей, дочь и два сына, поэтому проблемы молодых мне близки, и я могу разговаривать с ними на «их языке». Что касается выбора дипломного спектакля, то Чехов для меня, да и для любого интеллигентного человека – особая философия духа. А рассказ «Палата № 6» – знаковый для писателя. Чехов опубликовал его в 1892 году в журнале «Русская мысль», уже на следующий год издательство Суворина включило его в сборник, который за короткое время был переиздан семь раз, при жизни Чехова «Палата № 6» была переведена на двенадцать европейских языков – это говорит о многом. Лично меня и само произведение, и тема волнуют очень давно. Чехов очень точно угадывал симптомы болезни русского социума, поэтому поставить «Палату № 6» и сыграть Рагина – символ деградации воли и духа русской интеллигенции – стало для меня навязчивой идеей. Без классики мы не можем существовать. Я рад, что продюсерская профессия дала мне возможность реализовать мою мечту и достать деньги на фильм «Рагин». – Скажите, как вы относитесь к тому, что сегодня почти перестали снимать детские фильмы. И что, по вашему мнению, надо с этим делать? Я в свое время и «Студию «ФАФ» вместе с друзьями создал, чтобы сделать хоть что-нибудь для детей. Первым проектом студии в 1996 году был полнометражный анимационный фильм «Незнайка на Луне», который стал своеобразным ответом на засилие в российском прокате и на телевидении непонятно каких фильмов и мультиков. Поэтому за «Незнайку» мы взялись ради своих и всех юных россиян, да и в моем детстве это была одна из самых любимых книжек – веселая и поучительная научная фантастика. На заседаниях Президентского совета тоже все время говорил о том, что для юных зрителей необходимо делать качественное кино, чтобы они могли учиться делать добро. Ведь что смотрят наши дети, какие идеалы вложены в самый доступный и массовый вид искусства – кино – такими они и вырастут, таким и будет наше государство в дальнейшем. – Помогает вам в делах членство в «Единой России»? – Я человек достаточно аполитичный. Но в «Единую Россию» пришел сознательно. Во время предвыборной кампании кто мне только не звонил, куда только не тянули. Я реально понимаю, что за каждым кланом, группой, и это очень четко показали выборы, стоят олигархические деньги, поэтому на данном этапе выбрал государство. Но вступал в партию не ради каких-то льгот и добавок, а потому, что считаю, в нормальном обществе должно быть две партии: одна у власти, другая в оппозиции. Все остальное – это вытряхивание бюджета. – Вы являетесь популярным актером, успешным продюсером, преподавателем актерского мастерства в Школе-студии МХАТ, а недавно согласились стать президентом I-го Международного фестиваля школьных театров на русском языке «Золотой Ключик». Правда ли это и почему, при вашей занятости вы согласились возглавить это новое направление? – Я уже сказал – будущее страны зависит от того, каким мы воспитаем молодое поколение. Помочь детям вырасти культурными, цивилизованными, разносторонне развитыми людьми – это задача каждого здравомыслящего человека. Попробовать себя в искусстве, прикоснуться к классике, к актерской профессии, ребята могут только через театр, так как кино – это искусство, но в основе своей, связанное производством. Для съемок необходимы: камера, пленка, проектор, а для спектакля достаточно одного человека и интересного драматургического материала. И когда поступило предложение возглавить Международный фестиваль школьных театров на русском языке, я, не задумываясь, дал согласие. Ведь сегодня проблемой воспитания детей фактически занимается только школа со своей субкультурой. Родители заняты «добыванием денег», а ребенок либо предоставлен сам себе, либо улице. А где, спрашивается, идет культурное, духовное и нравственное воспитание? Там, где дети общаются. Основная масса досуговых центров платная, и не все педагоги готовы объяснять детям общечеловеческие ценности. Да, они дают дополнительные знания, но также обеспокоены «добыванием пищи насущной», как и остальные взрослые. Опять же, не у всех родителей есть финансовая возможность записать свое чадо в досуговый центр. И что остается? Телевидение? Не дай бог! Значит, только школа. Поэтому я восхищаюсь педагогами, которые работают в обычной школе и отдают себя всецело воспитанию детей, получая от государства мизерную зарплату. Ведь это только в Москве ситуация более ли менее приличная, а в регионах картина гораздо хуже. Чтобы поддержать творческие инициативы учителей и детей, был создан фестиваль, а я не мог не помочь в этом благородном деле его организаторам. – Кто поддерживает ваш фестиваль? Имеет ли он государственную поддержку? – Вы знаете, фестиваль является мероприятием международного уровня и должен быть поддержан всеми заинтересованными в сотрудничестве с нашим государством странами, и обязательно должна быть поддержка от федерального правительства. При этом получается интересная ситуация. Фестиваль международный, соответственно в нем должно быть заинтересовано Министерство иностранных дел. Фестиваль театральный, следовательно, затронуты интересы Министерства культуры. Ключевое слово – «школьных театров», значит, выделены интересы Министерства образования. Одна из категорий конкурсных спектаклей «военно-патриотическая театральная постановка», эта тема близка к Министерству обороны. Организаторы фестиваля обратились с официальными письмами во все вышеперечисленные министерства, дополнительно обратились к ключевым политическим деятелям нашего государства и сейчас ожидают от них ответа. Хочется отметить, что первым откликом пришла поддержка от Министерства иностранных дел, и мы очень благодарны главе этого ведомства Сергею Лаврову за проявленное понимание важности мероприятия. Фестиваль действительно уникальный. Сегодня существуют подобные форумы на французском, итальянском, немецком языках. Их организуют за счет государственных средств стран носителей данных языков, а на русском языке, распространенном во всем мире, до нашего фестиваля такого мероприятия просто не было. Так что можно сказать, что мы участвуем в выполнении государственной программы по распространению и сохранению русского языка. – Если вы пока не получаете государственных средств, то скажите, за чей счет пройдет фестиваль? – Вопрос актуальный. Фестиваль полностью благотворительный, и в первую очередь финансирование осуществляется организаторами. Но чтобы сделать фестиваль более ярким, масштабным и интересным (ведь в Москву съедутся гости со всего мира), мы с благодарностью примем любую финансовую помощь. Руководитель продюсерского центра «Золотая Звезда» Евгений Гусев, один из организаторов фестиваля, обращался за финансовой помощью во многие богатые компании, но получил отказ со стандартными объяснениями, что мероприятие не входит в их формат, что детская аудитория их не интересует. В последнее время «на гребне» повышенного интереса (в первую очередь в связи с предстоящими в 2014 году Олимпийскими играми в Сочи) к спорту, коммерческие структуры предпочитают вкладывать деньги в спортивные мероприятия. А культура? К сожалению, опять финансируется по остаточному принципу. Но какой прок от физически развитого и здорового, но духовно деградированного человека, который не знает русской культуры, русского искусства, не умеет сопереживать человеку, просто потому, что его не научили в детстве? Нельзя разделять физическое и духовное развитие. Посмотрите вокруг. Культурным воспитанием прекратили заниматься с конца 80-х годов прошлого века. Что произошло за 20 лет? В большинстве своем у повзрослевших детей в глазах блестит «Джордж Вашингтон» и нет ничего ценного, кроме материального, за душой. Повсюду слышен мат, видно неуважение к старшим, нетерпение к инвалидам. Зайдите в метро, особенно в час пик. Ощущение, что сидячие места сделали для мужчин, а не «для пассажиров с детьми и лиц пожилого возраста», и огромная редкость, чтобы мужчина уступил место посторонней женщине. При всем этом безобразии каждый взрослый кричит о бескультурье, но ничего не делает сам для изменения ситуации. Вернемся к вопросу о финансировании фестиваля. Мы, творческие люди, на заседании Совета по культуре при президенте Российской Федерации не раз поднимали вопрос о предоставлении каких-либо налоговых льгот для меценатов, чтобы привлечь коммерческие средства в социально значимые проекты и в развитие культуры. Ведь Россия всегда славилась своими меценатами. Хотя я бы опять ввел обратно в обиход прекрасное русское слово «благотворительность», то есть творить благо. В конце 2007 года очень активно начал обсуждаться вопрос о признании культуры 5-м национальным проектом, и практически все здравомыслящие высказали мнение, что культура должна стать первым национальным проектом. Ведь не зря говорят, народ, который не помнит свою историю, мертвый народ. В эту фразу я бы добавил, кроме истории, еще и культуру. У народа, который не помнит и не сохраняет свою культуру, нет будущего. И именно поэтому я посвятил свою жизнь служению своему народу в области культуры и искусства. – Что вы можете пожелать юным участникам фестиваля? – Только удачи! – Какие ваши творческие планы? – Хочется делать фильмы для семейного просмотра широкой аудиторией, чтобы дети смотрели фильмы вместе с родителями, и всем было бы интересно сопереживать экранным героям. Чтобы фильмы учили добру. А вообще-то я нацелен делать качественное и доброе кино, чтобы я не стыдился за свой фильм, за свою фамилию, за тех людей, которые работают вместе со мной. И очень надеюсь в ближайшие годы порадовать людей новыми красивыми и добрыми фильмами.