В XXI веке Москва будет расти преимущественно «вверх»
То, что в XXI веке Москва будет расти преимущественно «вверх», сегодня уже не вызывает сомнений не только у специалистов, но и у простых москвичей. Последним подтверждением тому стало заявление первого заместителя столичного мэра, руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы Владимира Ресина, сделанное им на недавно завершившемся в Москве Международном инвестиционном строительном форуме. По словам главы столичного Стройкомплекса, до 2015 г. в Москве будет создано 60 высотных территорий, на которых будет располагаться свыше 200 небоскребов, призванных «изменить безликий образ спальных районов столицы». Новые московские высотки предполагается разместить по кругу между Третьим и строящимся Четвертым транспортными кольцами. Такое расположение предопределило и название проекта – «Новое кольцо Москвы». «В условиях острого дефицита территорий в столице нам надо активизировать высотное строительство», – считает Владимир Ресин. По его словам, в ходе реализации «высотного» проекта, столичные власти будут опираться на опыт зарубежных стран, уделяя внимание качеству проектирования, строительства и эксплуатации высотных зданий. Стоит заметить, что, если еще совсем недавно основной причиной, заставляющей города покорять все новые и новые высоты, была лишь нехватка и дороговизна свободных земельных участков, то сегодня к этому добавился еще один немаловажный фактор – престижность. В последние годы наличие сверкающих зеркальными стеклами башен является одним из символов процветания современных мегаполисов. По давней традиции, в небоскребах предпочитают «селиться» центральные офисы и штаб-квартиры транснациональных компаний и банков, олицетворяющих собой несокрушимую финансовую мощь. По этой причине уже само присутствие в том или ином городе значительного числа современных высотных зданий указывает, если не на его принадлежность к элитной когорте мировых финансовых столиц, то, как минимум, на причастность к глобальным экономическим процессам. Что касается самих высотных зданий XXI века, то большинство из них можно рассматривать как вполне самодостаточные «вертикальные города». В большинстве случаев они одновременно включают рабочие и жилые помещения, объекты социально-бытовой инфраструктуры, а также высокотехнологичное оборудование в виде скоростных лифтов, систем кондиционирования, оптико-волоконных сетей и т. п. Все это делает современный небоскреб сложнейшей системой, требующей специальных подходов при проектировании и строительстве, а также при дальнейшем его обслуживании. Возвращаясь к Москве и ее высотному проекту, стоит заметить, что в деле высотного строительства российская столица вовсе не новичок. Достаточно вспомнить уникальное во всех отношениях кольцо знаменитых «сталинских» высоток или здание главного корпуса МГУ. Примечательно, что в архитектурно-эстетическом плане они намного превосходят своих американских «собратьев» аналогичного периода постройки. Что касается новых московских высоток, то они, подобно знаменитым «сталинкам», будут иметь кольцевое расположение. Значительное отдаление «Нового кольца» от городского центра объясняется, как минимум, двумя основными причинами. Во-первых, новые высотные здания не должны будут никоим образом влиять на сложившийся исторический облик центральной части Москвы; во-вторых, каждое из них должно будет стать визуальной доминантой для периферийных районов города. Помимо этого, новые высотки будут также выполнять и роль своеобразных «центров притяжения» новых районов Москвы. Кроме жилья и офисных помещений, в них разместятся многочисленные объекты социально-бытового, культурного и спортивного назначения, которых по-прежнему недостает жителям столичных спальных районов. Уже сегодня совершенно очевидно, что реализация проекта «Новое кольцо Москвы» будет иметь для российской столицы первостепенное значение. Создание на городской периферии современных «центров притяжения» позволит заметно ослабить одну из наиболее острых проблем Москвы – неравномерность распределения деловой активности. Уже сегодня это привело к тому, что из-за предельно высокой концентрации офисных центров и административных зданий в центре Москвы в рабочее время эта часть города задыхается от переизбытка людей и транспорта. Появление двухсот сверхсовременных многофункциональных высотных комплексов позволит переместить значительную часть деловой активности из центра столицы на ее периферию. Стоит поразмыслить о том, как проект создания «Нового кольца Москвы» может быть воспринят самими москвичами. Не секрет, что во многих городах мира высотное строительство вызывает, особенно поначалу, весьма неоднозначное отношение жителей окрестных районов. Однако есть все основания полагать, что «Новое кольцо» придется москвичам по душе. Это объясняется сразу несколькими причинами. Так, например, новые высотки не будут являться небоскребами в прямом понимании этого слова. Это будут не вздымающиеся, как перст, стоэтажные колоссы, а здания высотой порядка 30 этажей, органично вписывающиеся в архитектуру окрестных районов. Их появление привнесет в жизнь местного населения много полезных и нужных вещей, таких, как новые магазины, кинотеатры, спортивные залы и детские центры, не говоря уже о значительном количестве рабочих мест в новых офисных центрах. Все это дает основания полагать, что москвичи достаточно быстро примут и полюбят новые высотки, как в свое время приняли и полюбили знаменитые «сталинки», являющиеся сегодня одной из визитных карточек Москвы. Справка ВМ: С необходимостью строительства высотных зданий мир столкнулся еще в конце позапрошлого века. Самый первый небоскреб был построен в 1885 году в Чикаго. Его высота составляла всего десять этажей, однако на тот момент это здание справедливо можно было считать самой настоящей победой инженерно-технической мысли. В первой половине прошлого века высотное строительство получило достаточно широкое распространение преимущественно на восточном побережье США. Необходимость устремления архитектуры того периода ввысь объяснялась бурным экономическим развитием, высокой концентрацией населения и резким удорожанием земли в ряде крупных американских городов. По окончании Великой депрессии и Второй мировой войны практика строительства высотных зданий уже активно использовалась в большинстве североамериканских мегаполисов. Впоследствии волна массового высотного строительства накрыла и страны Европы и Юго-Восточной Азии. Сегодня одним из мировых лидеров в части создания наиболее крупных и технически сложных небоскребов является эмират Дубаи. Здания высотой менее пятидесяти этажей здесь уже практически не строят.