Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Будущее дано нам заранее

Общество
Будущее дано нам заранее

Незадолго до ухода из жизни знаменитый физиолог Наталья Бехтерева говорила с «Вечеркой» о загадках подсознанияНа прошлой неделе научный мир простился с незаурядным человеком и блестящим ученым Натальей Николаевной Бехтеревой.Внучка великого русского врача Владимира Михайловича Бехтерева она всю свою жизнь посвятила исследованию нераскрытых тайн головного мозга человека.Предлагаем читателям “ВМ” одно из последних интервью Натальи Бехтеревой, в котором она размышляет о таинственной природе сновидений, о загадках человеческой памяти, о нетрадиционных методах лечения, а также о том, что находится за гранью человеческого познания.[b]Чужая душа потемки[/b]- Наталья Петровна, мы часто говорим: "Ах, у меня голова разламывается, ох, я устал думать" А в принципе может ли человеческий мозг устать?- В усталость мозга я не верю. А вот неблагоприятные дополнительные факторы могут влиять на самочувствие человека. Например, человек долгое время работал в душной комнате, и несчастный мозг плохо снабжался кислородом.Или человек неудобно сидел, отчего кровоснабжение мозга было недостаточным. Ему кажется, что он устал думать, но это не так. Просто работать нужно в хороших условиях.- То есть, вы считаете, что этот "компьютер" в нашей черепной коробке, обладает практически неисчерпаемыми возможностями?- Именно так. Только я не люблю, когда человеческий мозг сравнивают с компьютером. Действительно, наш мозг создан так, что я не могу себе даже представить, какие требования жизни могли обусловить появление такого совершенного аппарата. Мозг может настолько многое, что этому не перестаешь удивляться.- Если взглянуть на карту мозга: какая часть его изучена, а какая нет?- Нельзя сказать, что какая-то часть мозга изучена, а какая-то нет. Весь мозг изучен, но только не очень хорошо изучен, - еще очень много свойств мозга нам предстоит изучить. Что мы знаем о мозге, а чего не знаем? Мы знаем многое об организации движений. Мы знаем уже некоторые общие принципы организации мышления, эмоций. Не говоря уже о том, что достаточно хорошо изучена такая функция головного мозга, как руководство всей внутренней сферой организма.Но вот чего мы пока не знаем и даже не видим пути к тому, чтобы это узнать можно ли когда-нибудь будет на основе объективных данных понять, о чем думает человек? - Значит, поговорка "чужая душа потемки" еще долго останется актуальной?- Думаю, что да. Мы сегодня можем зафиксировать, что делается в мозгу человека при проведении какой-то исследования, но обратная задача гораздо сложнее. Скажем, подсоединить к человеку какие-то датчики, и, глядя на их показания, сказать: человек думает о том-то это практически невозможно.- Сегодня уже никого не удивляет пересадка человеческих органов сердца, почек, печени. А пересадка человеческого мозга? Возможно ли такое хотя бы гипотетически в отдаленном будущем?- Это очень-очень сложно. У нас делают пересадку эмбрионального мозга, но это делается для того, чтобы подправить нарушенную биохимию мозга. Берутся эмбрионы на ранних стадиях развития и пересаживаются в мозг пациента с нарушением какой-то биохимической функции. Можно ли целиком заменить один мозг другим? Сомневаюсь. Дело в том, что от мозга отходит и к мозгу подходит бесчисленное количество нервов и сосудов. Очень трудно даже представить себе, что можно все эти связи мозга с организмом сначала прервать, а потом в точности восстановить. Даже если вы подошьете каждый нерв к тому, который был у реципиента, нужно будет много месяцев ждать, пока он приживется. На благополучный исход здесь не очень-то легко рассчитывать. Можно сказать, что теоретически это возможно, но практически - нет.[b]Похороны мамы я увидела во сне[/b]- Интересно, как вы относитесь к народным целителям, магам, колдунам?- Те целители, которые могут вызывать к жизни собственные возможности человека, способны помочь. Если человеку, оказавшемуся в сложной ситуации, чуть-чуть помогли себя самого поднять, то ничего плохого в этом нет. Но есть, так называемые целители, которые только говорят, что они влияют на человека, а на самом деле влияние этих целителей в кавычках приносит очень большой вред.Мы, врачи, разделяем заболевания на два вида: с поражением органов и без патологии органов, но с поражением их функций. Врачи лечат, и вылечивают бесконечное количество больных. Целитель же, обладающий даром внушения в лучшем случае вылечивает одного из тысячи - того, у кого так называемое функциональное заболевание.- Можно ли отличить настоящего целителя от шарлатана?- Лучше вообще обходиться без них. Если это не удается, то надо сочетать лечение у такого целителя, воздействующего на волю пациента и его скрытые резервы, с лечением у обычного врача, который оперирует фармакологическими средствами или скальпелем. Только на целителей полагаться опасно - можно прозевать что-то серьезное и тогда будет поздно.-Наталья Петровна, а что вы можете сказать о природе сновидений? Можно верить, к примеру, “сонникам”, которые, как многие полагают, способны предсказывать будущее?- Как правило, сновидения не имеют отношения к будущему, поэтому к сонникам не стоит относиться всерьез. Но в моей жизни было несколько сновидений, которые оказались пророческими. Причем одно из них было невероятно пророческим, вплоть до деталей. Это был сон о смерти моей матери. Мама была жива-здорова, отдыхала на юге, незадолго до этого я получила от нее хорошее письмо. А во сне, - причем я заснула днем, - мне приснилось, что ко мне пришел почтальон с телеграммой, в которой сообщалось, что мама умерла. Я еду на похороны, встречаю там людей, которых я раньше никогда не видела, здороваюсь с ними, называю их по именам - это все во сне. Когда я проснулась и рассказала мужу свой он спросил: "Неужели ты, специалист в области мозга, веришь снам?" Короче говоря, несмотря на то, что я была твердо уверена в том, что мне надо лететь к маме, меня отговорили от этого.Вернее, я дала себя отговорить. Ну а дней через десять все произошло именно так, как это было в моем сне. Причем до мельчайших подробностей. Например, я уже давным-давно забыла слово “сельсовет”. Во сне же я искала сельсовет, и наяву мне пришлось его искать. Вот такая история.Это было лично со мной, но я не единственная. Есть немало других случаев пророческих сновидений и даже научных открытий во сне. Например, открытие Менделеевым периодической системы элементов.-Как вы сами объясняете это?- Вы знаете, объяснить это нельзя. Лучше не мудрить и сказать прямо: так как это никаким из современных научных способов объяснению не подлежит, придется предположить, что будущее дано нам заранее, что оно уже существует. И мы можем, хотя бы во сне, войти в контакт то ли с высшим Разумом, то ли с Богом - с Кем-то, кто владеет знанием об этом будущем. С более определенными формулировками мне бы хотелось подождать, потому что успехи технологического направления науки о мозге так велики, что может быть откроется еще что-то такое, что позволит пролить свет и на эту проблему.[b]Разум или сердце?[/b]- Вы сами заговорили о Боге…- Я верю в Бога и имела случай лично убедиться в возможностях религии. Я никогда не была воинствующим атеистом, но вера эта пришла ко мне после того, как я испытала очень многое из того, что находится за пределами выносливости человека. И тогда то, что оказалось не под силу врачам - вывести меня из тяжелого состояния - было сделано буквально за десять секунд обычным священником.-Что это было - тяжелая депрессия?- Нет, это была не депрессия, это было такое состояние, в котором я видела и слышала больше, чем положено видеть и слышать обычному человеку. Я видела странные вещи, слышала странные звуки, причем это не было галлюцинациями.- К чему прислушиваться, если разум говорит одно, а сердце - другое?- Сердце или разум? Я бы сформулировала эту проблему иначе: рациональный и интуитивный подход. Это все зависит от человека. Дело в том, что есть люди, которые интуитивно решают проблему очень хорошо. А потом другие, уже на основе объективных методов доказывают эти же положения, кирпичик за кирпичиком строят "здание", основываясь исключительно на разумных основаниях.Оба пути имеют право на существование. Единственное, что первый путь - это путь обреченный на потоки критики в свой адрес, а второй наоборот практически безопасен. Но, тем не менее я отношу себя к первому типу людей и, затевая что-нибудь в науке, я заранее знаю, что будет получено. И, как правило, это подтверждается впоследствии.- Скажите, а умственные способности передаются по наследству, как это бывает с физическими признаками - ростом, цветом волос и глаз?- Не так уж и много примеров наличия у родителей и детей одних и тех же выдающихся способностей: отец и сын Дюма, музыканты Штраусы, Дунаевские. Кто-то из них бывает более талантливым, кто-то менее, но во всяком случае такие примеры есть. Однако нельзя утверждать, что у талантливого отца обязательно будет талантливый сын.- Почему один человек в сорок лет все забывает, а другой и в девяносто сохраняет ясную память?- Видите ли, в процессе старения нас поджидают всякие неприятности в виде болезней, возрастных изменений. В том числе нередко возникают и проблемы с памятью. Почему у одних память сохраняется до глубокой старости, а у других нет? Многое объясняется генетическими факторами, наследственной предрасположенностью – это, во-первых. И, во-вторых, конечно, условиями жизни. Например, один человек всю свою жизнь очень много курил, другой - злоупотреблял спиртными напитками, третий - неправильно питался, в результате чего организм не получал необходимых витаминов и микроэлементов. К сожалению, очень многие люди не знают, как правильно принимать витамины. Бывает, что человек глотает большое количество витаминов и удивляется, почему это не помогает. А все дело в том, что он принимает их неправильно. Витамины нужно принимать только во время еды, и обязательно - вместе с микроэлементами. На упаковках хороших витаминов обычно печатают мелким шрифтом два списочка. Верхний - это собственно витамины, а нижний - это микроэлементы: цинк, железо, различные минеральные и органические вещества, которые необходимы человеческому организму.[b]С глаз долой из сердца вон[/b]-Когда человека скрутит радикулит или у него разболится зуб, то он, не теряя времени, бежит к врачу. А если какие-то нелады с памятью, то мы обычно отмахивается: а, ладно, ерунда, потом вспомню...- Действительно, мы очень халатно относимся к сигналам, которые посылает нам наш мозг. И совершенно, между прочим, напрасно. Забывчивость, провалы в памяти - это очень тревожный знак, на который следует обратить самое серьезное внимание. Я бы сказала, что каждый человек должен быть очень озабочен состоянием своей памяти, качеством своих мыслительных процессов. В этих вопросах не следует полагаться на самозащиту мозга. Да, у человеческого мозга много степеней защиты, но против нарушений памяти у него защиты нет. К сожалению.Наша память функционирует следующим образом: сначала в нее закладывается какая-то информация, а потом, когда вам нужно что-то вспомнить, вы считываете, извлекаете эту информацию из памяти. Так вот, все дело в том, что механизм считывания информации из памяти очень хрупкий, легкоранимый, он часто выходит из строя. Но память тренируется.-Как и когда нужно начинать тренировать свою память?- Этим нужно начинать заниматься, как только появятся первые сложности в процессе считывания информации из памяти. Не забывание, нет - ведь вы же, в конце концов, вспоминаете то, что хотели вспомнить, - но не сразу, с трудом. Это тревожный симптом. Нужно сразу же принять его во внимание и заняться своей памятью серьезно. Я уже сказала, что мозг можно тренировать, заставляя его выполнять разнообразную деятельность. И не обязательно, кстати сказать, умственную. Если человек занимается двигательной активностью, он тоже тренирует мозг, потому что все виды деятельности человека, так или иначе, связаны с мозгом.-В народе говорят: "девичья память коротка". А на самом деле есть какие-то особенности у женской памяти?- Механизмы памяти и у женщин и у мужчин одинаковы. Они включают в себя приобретение, сохранение и извлечение информации. Невозможность извлечь информацию называют забыванием. А почему человек помнит об одном и забывает о другом? Потому что наша память избирательна.Расскажу вам один случай, который произошел со мной. Я увидела у одного хорошо знакомого мне человека признаки серьезной болезни. Потом на какое-то время я потеряла его из виду и даже забыла о его существовании. Но меня все время преследовало смутное чувство, что произошло что-то тяжелое, страшное. А что именно, не могла вспомнить. Когда я встретила его снова, то сразу же вспомнила и то, что меня поразило две недели назад, и всю обстановку, в которой я увидела его тогда. Что же произошло со мной? Кратковременное расстройство памяти? Но тридцать лет назад, - а это было именно тогда, - память меня не подводила.Очень редко подводит она меня и сейчас, и то лишь тогда, когда я нервничаю. А может быть, я забыла об этом, потому что мне хотелось об этом забыть? Как-то один американский бизнесмен, очень много сделавший для здоровья людей, прислал мне рассказ Марка Твена "Моя первая ложь и как я избавился от нее". Рассказ посвящен свойству человека не видеть того, что он не хочет видеть. Наша память тоже работает по принципу саморегуляции: не нужно - забываю, с глаз долой - из сердца вон. В данном случае мы имеем дело с такой формой забывания, как подавление.Оно играет полезную защитную роль, не позволяя неприятным мыслям проникать в сознание. Произошел травмирующий меня инцидент и всякий раз, когда я пыталась извлечь его из памяти, вмешивался внутренний цензор и прекращал эту операцию. Подавление является самой простой формой забывания. Бывают и другие, более драматические случаи, например клиническая амнезия, при которой больной забывает целый кусок жизни.[b]Учите стихи![/b]- Есть ли специфические расстройства, характерные именно для нашего времени?- Сегодня многие люди испытывают продолжительный стресс, связанный, прежде всего с неуверенностью в завтрашнем дне, с национальными, мировоззренческими, политическими, экономическими, личными проблемами. А это нередко приводит к патологическим реакциям, которые могут развиваться в двух направлениях. Либо человек пребывает в перевозбужденном состоянии, на грани нервного срыва. Либо развивается другая крайность - состояние психического отупения в результате активности защитных механизмов организма, пытающегося противостоять эмоциональному стрессу. Защитная реакция торможения часто проявляется в виде вялости, сонливости, и в том числе в виде нарушения процессов управления памятью.Не забывайте, что мы живем в пору постоянно возрастающего информационного потока. В памяти содержится так много информации, что главной проблемой становится обеспечение доступа к ней. Потому что наша память может удержать в каждый данный момент в активном состоянии только определенное количество материала.- Какие рецепты улучшения памяти вы могли бы дать?- Для того, чтобы память была лучше, ее, как я уже сказала, надо упражнять.Точно также, как существуют упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины, шеи, брюшного пресса, существуют и упражнения для укрепления памяти.Они очень простые, общедоступные, их можно делать в любой обстановке. Например, многие люди очень любят обзаводиться большим количеством блокнотов, персональных еженедельников, записных книжек. А почему бы не потренировать свою память, и не попытаться зазубрить наизусть все номера телефонов своих друзей и знакомых? Ведь не случайно же раньше в школах детей заставляли зубрить очень многое наизусть. В том числе заучивать без всякой разговорной практики, так называемые "мертвые языки", на которых люди уже давно не разговаривают. Зубрежка вообще была одним из методов обучения. Мы же ее всегда очень критиковали и в конце концов ликвидировали. А вместе с ней выкинули на помойку хороший тренажер для памяти. Для тренировки памяти очень полезно заняться изучением какого-нибудь иностранного языка, заучивать ежедневно хотя бы по пять-десять новых слов. Или учить наизусть стихи - казалось бы, совершенно праздное занятие, но, поверьте моему опыту, это очень эффективное упражнение. Многие люди увлекаются разгадыванием кроссвордов - тоже неплохой метод для развития памяти и ассоциативного мышления.Обязательно нужно пополнять свой словарный запас, больше читать. И не только газеты, хотя пресса сейчас у нас достаточно интересная и разнообразная, но и фантастику, и лирику, и специальную литературу - для того, чтобы получать, как можно больше информации. То есть, заставлять работать свой мозг.Вообще, чем больше разнообразной информации человек будет стараться запомнить, тем лучше у него будет с памятью. Поэтому не делайте больших перерывов в умственной работе.Разумеется, мы не отказываемся от медикаментозного лечения, от применения фармакологических препаратов типа ноотропила, пирацетама, энцефабола, улучшающих деятельность мозга.Они, как правило, помогают и в детском, и в зрелом, и в преклонном возрасте - тогда, когда нарушается память, замедляются ассоциативные процессы в мозгу.Есть и другие способы укрепления памяти. Например, естественный отдых на природе. Очень благотворны лесные прогулки, потому что это не только другой состав воздуха, другие запахи, но это еще и принципиальная смена обстановки, которая сама по себе оказывает положительное воздействие на механизм нашей памяти.[b]ДОСЬЕ “ВМ”[/b]Наталья Петровна Бехтерева (7 июля 1924, Ленинград – 22 июня 2008, Гамбург, Германия) - представительница древнего вятского рода Бехтеревых.Дед — великий ученый и врач В. М. Бехтерев. Отец — инженер и изобретатель Петр Бехтерев (расстрелян в 1938 году как “враг народа”).Мать репрессирована и отправлена в лагерь. Оставшуюся одну молодую девушку определили в детский дом с клеймом “дочь врага народа”.В войну жила в блокадном Ленинграде. Окончила 1-й Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова (1947). Работала младшим научным сотрудником в Институте экспериментальной медицины АМН СССР (1950-1954). Затем (в 1954-1962) — в Нейрохирургическом институте им. А. Л. Поленова Минздрава СССР (пройдя путь от старшего научного сотрудника до руководителя лаборатории и заместителя директора). С 1962 в Институте экспериментальной медицины АМН СССР (заведующая отделом нейрофизиологии человека, затем заместитель директора по научной работе, и.о. директора, с 1970 по 1990 — директор).Член-корреспондент АН СССР (1970), академик АМН СССР (1975), академик АН СССР (1981) . С 1990 года — научный руководитель Центра “Мозг” Академии наук СССР, а с 1992-го — Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург).Доктор медицинских наук, профессор.Сын - Святослав Медведев, директор Института мозга человека РАН.Скончалась утром 22 июня 2008 года в Гамбурге в больнице Святого Георга в возрасте 83 лет после продолжительной болезни.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.