Анатолий Малкин: Мы произвели на свет много детей, от которых пошли, к сожалению, не всегда законные внуки и правнуки
Недавно Авторское телевидение - первая в нашей стране независимая телекомпания производитель – отметила 20-летие. За время своей деятельности АТВ выпустило в свет более 130 программ, многие из которых были настоящими прорывами в отечественном телевидении. В настоящее время телепрограммы Авторского телевидения выходят в эфир на всех основных вещательных каналах. Накануне юбилея мы встретились с человеком, основавшим и по сей день руководящим АТВ, – телережиссером и продюсером Анатолием Малкиным. [b]Все начиналось с кооператива [/b]– Анатолий Григорьевич, расскажите, как возникло «Авторское телевидение».– Мы с моей супругой Кирой Прошутинской работали в знаменитой некогда программе «Мир и молодежь». И сняли сюжет об архитекторе Юрии Макарове и его кооперативе( тогда кооперативное движение только набирало силу). Мы в чем-то ему помогли, и он решил отблагодарить нас. В результате в 1988 году при его кооперативе мы открыли частную телестудию. Сначала АТВ расшифровывалось как «альтернативное телевидение», но один умный человек сказал: «Вы что, ребята? Хотите, чтобы вас сразу закрыли?» Тогда мы согласились на «авторское». Программы делали вместе с Молодежной редакцией ЦТ. Мы придумали, как сочетать коммерцию и творчество. Денег-то на программы давали немного, и мы зарабатывали рекламой. Первая большая работа АТВ – трехсерийный документально-художественный фильм «Круг», посвященный, как ни странно, истории комсомола. В нем впервые появились Игорь Угольников, Денис Банников. Тогда же возникла передача «Пресс-клуб».– С какими чувствами вы сейчас встретили юбилей АТВ? – Юбилей, конечно, дело хорошее, но надо думать, что будет за юбилеем, вот это меня и занимает больше всего.– А действительно, что будет дальше? 20 телевизионных лет в переводе на человеческую жизнь – это юность, зрелость, старость? – Иногда мне кажется, что АТВ – существо достаточно молодое, иногда я ощущаю его как вполне зрелое. Но думаю, что 20 лет для организации – это примерно то же самое, что 50 с небольшим для человека. За эти годы мы со страной прошли гигантский путь, сделали огромное количество более или менее удачных работ, многие из которых с удовольствием переняли наши коллеги. Если говорить о жизни организма, то мы произвели на свет достаточно много детей, от которых родилось немало, к сожалению, не всегда законных внуков и даже правнуков.– Знаю, у вас немало проблем во взаимоотношениях с телеканалами.– Если не говорить о финансовых проблемах в отношениях с каналами, которые не всегда платят вовремя, больше всего меня беспокоит то, что крупные вещатели отстроили вокруг себя собственное производство. И если бы у АТВ не было креативных решений, на которые способны немногие, интерес каналов к нам и найденным нами нишам давно бы исчез.– А что плохого в том, что вещатели сами что-то производят? – Мне кажется, что эти фабрики не понимают самих себя, потому что транслирование и производство – это разные задачи, которые нельзя между собой соподчинять. Производство форматов самим вещателем означает лоббирование очень часто посредственного продукта или подчинение эстетическому вкусу одного пусть и талантливого начальника.– В одном из интервью вы признались, что ни один из каналов не тратит и половины денег, которые зарабатывает на рекламе, на закупку программ. Интересно, куда же они тогда уходят? – Наши каналы-вещатели активнейшим образом поддерживают Голливуд, Мексику, Бразилию, Англию. Деньги, которые ими вкачиваются в Россию, по сравнению с денежными потоками, идущими за рубеж, можно сравнить с маленьким ручейком. Был период, когда АТВ, по сути, кредитовало все крупные каналы, сейчас к счастью, он прошел, со всех вещателей все деньги мы получаем, но я знаю множество компаний, которым центральные каналы должны по два-три миллиона долларов.[b]Политикой я не занимаюсь [/b]– Распространены ли в мире ТВ взятки? – На телевидении-то? Еще бы. Всем известно, что довольно часто программы в эфир ставятся только за деньги. Да и вообще ситуация, когда канал-вещатель ведет себя как барин, который получил имение от Екатерины, сдал на откуп и с каждого дерет, распространена. Но лично я никогда никому не платил.– Отношения и нравы в телевизионном мире от совершенства далеки. И появлению в эфире вашей программы может помешать очень многое, в том числе и элементарное воровство.– Грустно об этом говорить. Программа может появиться под другим именем, и ты уже ничего не докажешь, поскольку основа регистрируемой сценарной заявки – все-таки название. Например, как вслед за нашим «Времечком» появилось «Сегоднячко». «Пилоты» просматриваются на каналах, по какой-то причине не принимаются, а через два-три месяца выходит передача-близнец, но с другим названием и другим ведущим.Например, мы придумали проект – некий римейк в память о Владимире Соловьеве, который когда-то делал передачу «Это вы можете». Разработали концепцию программы под названием «Мы это сделали», мне кажется, на принципиально новом уровне, где ноу-хау не только демонстрируются, но и воплощаются в жизнь при участии зрителей. Связались с огромным количеством изобретателей. В программе – масса уникальных вещей. Все это мы собирали в течение двух лет. Отдали сценарий на один из ведущих каналов, там очень заинтересовались им, а потом замолчали. Дальше наш редактор, продолжая подготовку проекта, позвонил в организацию, связанную с изобретателями, и ему, называя тот самый канал, говорят, что там уже сняли передачу, подобную нашей.Это безумно неприятно. Между «позаимствовано» и «украдено» – тонкая грань.– Один из самых любопытных проектов АТВ сегодня – это программа «Народ хочет знать», выходящая на ТВ-Центре, которую ведет ваша жена.Разве эту программу можно назвать аполитичной? – Нет, это не политическое, а социальное телевидение. А тут, согласитесь, большая разница. Я думаю, наше ощущение того, что программу мы делаем не зря, что она приносит реальную пользу, и является одним из главных результатов нашей работы. О значении программы для зрителя мы можем судить по большому отклику – многочисленным письмам, звонкам, SMS-сообщениям. Я думаю, что наш рейтинг заключается не только в количестве, но и в качестве зрителей. Ведь это главным образом достаточно серьезные и образованные люди, которые считают, что в этой программе с ними говорят честно, а это самое главное.[b]Стихов я больше не пишу [/b]– Когда-то вы работали режиссером. Нет ли у вас желания вновь сесть за пульт? – Нет, потому что эпоха режиссеров уже давно закончилась. И продюсер – тот же режиссер, но с деньгами. Что, на самом деле, тоже творчество, только сейчас я имею значительно большие ресурсы для воплощения своих идей, вот, в общем, и вся разница. Другое дело режиссура как процесс уникальный, тонкий, но... Вот несколько лет назад я был вынужден с одной программы «уволить» всю команду, и на трое суток сам засел в монтажной, получил огромное удовольствие, но понял, что для меня это уже пройденный этап. Кстати, Ворошилов тоже был телевизионным продюсером, причем одним из первых на нашем телевидении. Он придумал передачу и с самого начала занимался ее продюсированием. Сказать, что мы с ним дружили, я не рискну, но немного подруживали, и друг к другу относились с интересом.– Как вам кажется, за эти 20 лет вы сильно изменились? – Наверное, я поумнел, но, увы, нисколько не посвежел. Было, конечно, много потерь и разочарований, особенно в людях. Потому что, к сожалению, моя профессия так построена, что я существую не на книжном или газетном уровне, а постоянно общаюсь с людьми, заключаю с ними соглашения, выстраиваю совместные планы и так далее. И очень хорошо понимаю, какой непрочный и ненадежный материал – человек. С другой стороны, признаю, что весь интерес в жизни – в человеке и в том, какой он. Мне самому сложно судить о том, в какую сторону я изменился, хотя некоторые говорят, что я стал более жестким и прямолинейным, но знаю, что свою внутреннюю устойчивость и внутреннюю честность не потерял. Стопроцентно четко знаю, чего я никогда не сделаю, как бы это ни было выгодно. По нынешней жизни, должен вам сказать, это очень классное признание.– То есть вы никогда не предадите, не украдете, не...– Я не буду расшифровывать. Зачем? Это довольно скучно.– А вас предавали? – Конечно.– Вы с этим мирились и прощали? – Со многим через какое-то время я смирился, что-то через несколько лет показалось просто смешным, а с чем-то я так и не смирился до конца. Видимо, это и есть наша жизнь.– Думаю, вы достаточно обеспеченный человек и вполне могли бы бросить телевидение и уехать на Кипр, в Австралию.– Что я, может быть, и сделаю в ближайшем будущем. То есть я не собираюсь АТВ бросить, все-таки это очень сложно, но просто хочу переключиться на другой уровень, знаете, как у йогов: взять и перейти на другой путь. Мне кажется, что работа, которая проделана здесь за 20 лет, в основном завершена. Компания сделана, она достаточно стабильна и устойчива. И значит, надо искать что-то новое. У меня появилось ощущение каких-то внутренних повторов, чтобы от этого избавиться, требуется изменить жизнь.– Кира Прошутинская как-то призналась, что иногда по утрам находит стихотворения, сочиненные вами накануне. Вы до сих пор пишете стихи? – Сейчас уже нет.– Жаль, потому что, как мне кажется, в душе все равно вы остаетесь романтиком и лириком.– Может быть, но до души еще добраться надо.[b]ДОСЬЕ «ВМ»[/b] Анатолий Малкин родился 28 мая 1946 года в Литовской ССР в семье военнослужащего. Окончил Ленинградский холодильный техникум. В 1968 окончил Ленинградский институт театра, музыки, кинематографии по специальности «режиссер драмы» со специализацией «Телевидение».Был постановщиком нескольких спектаклей. В 1968 - 82 - третий ассистент режиссера, ассистент режиссера, режиссер Мурманской студии телевидения. С 1982 работал на ЦТ Гостелерадио СССР. Работал в ТПО «Экран», где снял оперетту, фильм «Витражных дел мастер» по стихам Андрея Вознесенского. Затем работал внештатным режиссером Главной редакции молодежных программ ЦТ Гостелерадио СССР. Был в числе создателей популярных молодежных программ «Мир и молодежь», «12-й этаж», «Взгляд». С 1986 некоторое время работал в Главной редакции литературно-драматических программ ЦТ Гостелерадио СССР, где поставил цикл спектаклей «Прошу не называть мою фамилию...». В 1988 году основал первую частную телекомпанию АТВ. Католик. Владеет французским языком. Жена - Кира Прошутинская - вице-президент, главный редактор телекомпании АТВ. Имеет сына.