Завод Volkswagen теперь в Калужской области
Событие , случившееся на прошлой неделе, прошло полунезамеченным на фоне теперь уже прошедших выборов, однако обойти его вниманием нельзя. Поскольку 28 ноября под Калугой начало работать сборочное предприятие, которое через два года превратится в одного из крупнейших автопроизводителей России. Причем, замечу, производителя почти полного цикла – на данный момент не решен лишь вопрос с производством двигателей «на месте». Таким образом, «народный автомобиль» – дословный перевод Volkswagen – вслед за Renault, Ford, Nissan и Toyota нашел свое место на бескрайних российских просторах. Теперь вопрос уже надо ставить по-другому: найдут ли автомобили немецкой марки, но российской сборки свое место на автомобильном рынке? Заявленная мощность завода – 150 тысяч автомобилей при односменной работе, при двухсменной – в два раза больше. Разумеется, потребителями русских Volkswagen станут не только россияне, но и граждане других республик бывшего СНГ. И все-таки: не слишком ли смелые планы – 10 процентов авторынка одной седьмой части суши? Пошевелили пальцем Все прошло как по нотам. Высокие гости – вице-премьер Сергей Нарышкин, полномочный представитель президента России в Центральном Федеральном округе Георгий Полтавченко, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и представители концерна Volkswagen – синхронно приложили указательные пальцы к сенсорной панели… И с конвейера сошли первые два автомобиля – Volkswagen Jetta и Skoda Octavia. Впрочем, «с конвейера» – это очень громко сказано. Завод, открывшийся под Калугой, – это всего лишь один цех ангарного типа «во чистом поле», окруженный штабелями контейнеров (в них узлы автомобилей и оборудование) и частоколом бетонных конструкций – тут будут вырастать другие цеха. Зато уже есть железнодорожная ветка. «Конвейер» же – это несколько подъемников, на которых размещаются с десяток полусобранных машин и несколько контрольных стендов, посредством которых русские рабочие немецкой компании осуществляют финальную доводку готовой продукции. Таким вот образом завод уже начал зарабатывать средства, которые пойдут на его же развитие. Завершился первый этап самого скоропалительного проекта в истории современной России. Всего лишь в апреле прошлого года представители правительства страны совместно с представителями Volkswagen впервые заговорили о возможности размещения у нас сборочного производства, а уже в октябре был заложен первый камень. Полтора года от начала переговоров до пуска – рекорд, особенно если вспомнить о том, что руководство немецкого концерна периодически отнекивалось от планов разместить завод в России. Технопарк «Грабцево» стал пятой по счету производственной площадкой концерна за рубежом, жаль лишь, что в этом нас опередили даже Казахстан с Украиной, не говоря уже об Индии с Китаем. Да и о больших производственных объемах пока говорить ой как рано! На сегодняшний день под Калугой осуществляется то, что именуется «отверточной сборкой»: два десятка подъемников, с которых ежедневно будут сходить несколько десятков автомобилей четырех моделей: двух Volkswagen – Passat и Jetta и двух Skoda – Octavia и Fabia. Volkswagen привез под Калугу практически весь свой модельный ряд. Под мокрым снегом и холодным ветром довольно дико смотрелись ярко-оранжевая Lamborghini и светло-серый Bentley. Наверное, тут мог бы встать и Bugatti Veyron, но их в России пока не много. Зал же украшали модели Audi – R8 и S5. Однако это вовсе не означает, что все они будут собираться под Калугой. Как объяснил гендиректор Volkswagen Rus Фридрих Ленц, эти модели должны были показать всю многогранность Volkswagen, объединившего восемь брендов. А на заводе планируется выпускать семь моделей. Кроме вышеуказанных (Polo, Passat, Jetta, Golf, Fabia и Octavia), это будут кроссовер Tiguan и некий седан класса В на базе Polo, который концерн разработал специально для России. Его цена не будет превышать 10 тысяч евро. Почем авто для народа? Претензия, давно уже высказываемая к продукции концерна: народный автомобиль перестал быть таковым. Не будем здесь обсуждать судьбу люковых брендов, входящих в концерн – Bentley, Lamborghini, Bugatti и Audi. У них – штучный покупатель. А вот сами модели Volkswagen и Skoda, всегда пользовавшиеся повышенным спросом на российском рынке, в последние годы сдали свои позиции – не в последнюю очередь из-за стремительно растущих цен. Давайте-ка посчитаем. Всего десять лет назад та же Skoda (особенно Felicia) была действительно народным автомобилем. Даже Octavia можно было приобрести за 14 с небольшим тысяч долларов. Сегодня же цены на чешский седан стартуют с отметки 21 700 долларов (539 тысяч рублей) и «добивают» уже практически до миллиона. Зато на отметку в 14 тысяч долларов вышла старая Fabia, цены на которую находятся в границах от 379 до 500 тысяч рублей. Даже новая Fabia – пусть с двигателем 1,2 и «механикой» – и та стоит дешевле: от 339 тысяч. А топовая версия – с двигателем 1,6 и шестиступенчатым автоматом – тянет уже на 543 тысячи (дороже Octavia!). Цены на модели Volkswagen уже просто заоблачные. Polo – от 345 тысяч рублей, Golf – «автомобиль для студентов» – от 467 тысяч. Ну а Passat – от 760 тысяч до миллиона трехсот… За такие деньги, между прочим, можно -купить весьма солидный внедорожник, как говорят, с «полным фаршем». Есть несколько способов вернуть внимание покупателей – это новые модели и снижение цен. С первым все в порядке у Skoda: по словам члена правления компании Р. Юнга, чешские автомобили увеличили объем продаж в России в этом году более чем на 70 процентов. Не в последнюю очередь – за счет новой Fabia и универсала Octavia Tour. У головного бренда дела обстоят не столь блестяще. Несмотря на то что председатель правления концерна Мартин Винтеркорн пообещал порадовать поклонников марки двадцатью новыми моделями к 2010 году, пока дела обстоят не столь обнадеживающе. Поэтому упор сделан именно на снижение цен. По словам все того же Винтеркорна, в первые месяцы работы предприятия цены на автомобили русской сборки будут не ниже, чем европейские. Но это означает, что в «минус» уйдет как минимум ввозная пошлина нового автомобиля: автомобили, собранные под Калугой, должны потерять в цене от 15 до 20 процентов. Ну а потом, по мере локализации производства, цена будет плавно уменьшаться. Под «локализацией» следует понимать прежде всего размещение на территории гигантского технопарка «Грабцево» сборочного конвейера и покрасочного цеха, в перспективе здесь возможно размещение сборочного производства. Плюс какие-то несложные детали – коврики, боковые стекла и т. п. – могут взять на себя российские производители. Хотя, по словам директора российского отделения Европейского банка реконструкции и развития Алана Пиллу, ЕБРР готов кредитовать тех европейских партнеров Volkswagen, которые решат переехать под Калугу. ЕБРР, кстати, вложит в проект миллиард евро. И настолько уверен в успехе, что приобрел 20 процентов акций предприятия. А вот калужане уже подсчитывают прибыль, хотя она выражается пока не в твердой валюте. Умы – на конвейер Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов на церемонии открытия завода просто светился от счастья, выслушивая текст телеграммы Владимира Путина, зачитанный его полномочным представителем Георгием Полтавченко. Калуга отныне перестает быть эфемерной столицей отечественной космонавтики – кто сегодня вспомнит об учителе Циолковском?– и превращается в столицу российского автопрома. Да-да, именно так, ни много ни мало. Это подчеркнул в своем выступлении вице-премьер Сергей Нарышкин, об этом же говорил и новый глава МЭРТ Кирилл Андросов… Да, по объему производства на первом месте по-прежнему остается Тольятти. Но дело-то не только в производстве! Выступая на церемонии открытия завода, член правления концерна Volkswagen профессор Йохем Хайцманн заявил, что для нового автогиганта предстоит вырастить и собственную научную смену. Для этого на базе Калужского университета будет создан автомобильный факультет. Создадут его специалисты Мюнхенского технического института и Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Баумана. А это, в свою очередь, означает, что уже российская автомобильная промышленность получит через четыре-пять лет специалистов, которых обучали не по программам, составленным в 60-е годы прошлого века, а по современным наработкам. И будут они работать не только в Калуге, но и в Москве, в той же Самаре, Нижнем Новгороде… То есть везде, где уже есть или становится автомобильное производство. И это, пожалуй, одно из важнейших достижений проекта. Ну а кроме того, Калуга уже получила новую суперсовременную магистраль, которая ведет от Киевского шоссе к столице области, приобрела пять тысяч новых рабочих мест и готова увеличить в пять раз объемы жилищного строительства – только чтобы приютить тех, кто, по словам губернатора Артамонова, уже изъявил желание переехать в Калужскую область из других регионов России: работать на Volkswagen. Одним словом, полный ренессанс!