«Остров» везения
[b]«Золотой орел» свил гнездо, как обычно, в Первом павильоне «Мосфильма». Как всегда, у кинобомонда было время демонстрировать камерам свои чеканные медийные лица и щеголять новыми туалетами – полтора часа ум, честь и совесть отечественного кинематографа томились в «предбаннике» самого большого кинопавильона Европы, ожидая начала главной церемонии года.[/b]Как всегда, прессе указали ее место. Точнее, отсутствие такового. 32-го ряда, где должны были сидеть журналисты, просто не оказалось в природе. Пришлось «четвертой власти», как птичкам, пикировать на свободные стулья. Далеко не всем достались и красочные буклеты… А кумиры тем временем наслаждались фимиамом славы, отмахиваясь от назойливых папарацци.Так, утомленный Олег Янковский на предложение коллеги из популярного «дневного» еженедельника отдохнуть за счет редакции где-нибудь на Сейшелах только молвил – фигура, мол, уже не та. Не как у Жигунова. В золотой ванной неправильно смотреться будет...В 18.30 церемония все же началась. Вчера вы уже видели ее по Первому каналу, правда, в сокращенном виде. Самые рискованные шутки в эфир не пошли. А зря… Потому что, пожалуй, это была лучшая церемония за все годы. Так что, приветственные слова Путина попали на благодатную почву.Парад знаменитостей-вручантов открыли Михаил Пореченков и Нина Русланова, напомнившая о том, что как здорово, что все мы здесь сегодня собрались – в день ее именин. Но благостную ноту тут же свели на нет ерники Ургант – Пореченков, выяснявшие принародно, кто кого «покрывает» в песне и с какой целью… Академики и примкнувшие к ним декольтированные дамы по-солдафонски ржали…Далее в течение трех часов пафос сбивали профессиональные зубоскалы – Юрий Стоянов и Илья Олейников, выступившие в обличье бардов. На мелодии Булата Окуджавы они прошлись по всем главным номинантам в категории «Лучший игровой фильм» (здесь запомнились перлы: «лучшую пятерку фильмов в теплую землю зароем…» и «два часа «Дозора» – и вы номинант»). Меньше всего подколов досталось «Острову».И судя по тому, как оживленно переговаривались сидящие у прохода Павел Лунгин и Петр Мамонов, «Орел» должен был спикировать на их территорию. Как вы знаете, так и случилось – лучшим игровым фильмом назван «Остров», лучшим режиссером – Павел Лунгин. Чего и следовало ожидать. Ведь полуэмигрант Лунгин – удобная, не примкнувшая ни к какому лагерю фигура во всех смыслах.Другое дело, что фильм можно посчитать конъюнктурно-просчитанным, а истовую молитву отца Анатолия (Мамонова) – эксплуатацией режиссером оригинальной психофизики актера. Но кто ж будет так глубоко копать? Еще одно шоу – появление богато декорированной мехами «богини» – Ренаты Литвиновой. Девушку почему-то попросили вручать призы художникам. Вручив «Орлов» художнице по костюмам Эмме Бегляровой («Далеко от Сансет-бульвара») и постановщику Виктору Юшину («Доктор Живаго»), Рената взмолилась к залу – дайте мне хорошего постановщика! Пусть пьющего! Чем привела в восторг Никиту Михалкова, наблюдавшего за действием с первого ряда.А вот прокол вечера – артисты из «Комедии Клаб» со своими убогими и несмешными шутками. Почему-то им доверили объявлять лучшего композитора. Эдуарду Артемьеву пришлось принять из рук этих монстров «Орла» за музыку к «Доктору Живаго».Еще один бонус – появление Марата Башарова и Ингеборге Дапкунайте, которые озвучивали победителей в ТВ-номинациях.Лучший телесериал – «Доктор Живаго» Александра Прошкина. (Бортко с его «Мастером» отдыхает). Там же – «лучшая мужская роль на телевидении», Олег Янковский. Лучший мини-сериал (до 10 серий) – «В круге первом» Глеба Панфилова.Кстати, «венценосная семья» выходила на сцену по очереди – Инна Чурикова получила приз как «лучшая актриса на ТВ», обогнав и Чулпан Хаматову, и Анну Ковальчук. Актриса сделала вид, что приятно удивлена такой высокой оценкой столь микроскопической роли.На десерт, как всегда, приберегли актерские номинации. Призы здесь вышли вручать Федор Бондарчук (как всегда, в лакированных ботинках) и Вика Толстоганова в черном и скромном.Из их рук «Орла» получила Анна Михалкова за адюльтерную «Связь». «Ну вот, скажут: папа дал», – первое, что произнесла аппетитно-пухленькая, в кремовой газовой юбочке и шелковой кофточке лауреатка. Поблагодарила Учителя – что не стал снимать сам, а доверил Дуне Смирновой. Папа с мамой благосклонно взирали на чадо с первого ряда. А в зале шептались – забавно, ведь все знают, насколько низко еще полгода назад оценил Михалков и работу режиссера, и роль дочери в этом проекте...Но традиции ломать нельзя – каждый год кто-то из Клана М. выходит за «Орлом». Вот в прошлом году чествовали «9 роту» с Артемом… А на этот раз академики вроде постеснялись в лоб подхалимничать. И дали «Орла» за лучшую мужскую роль второго плана «проказнику» Виктору Сухорукову («Остров»). Олигарх Михалкова из «Мне не больно» остался на обочине вместе с монахом Дмитрия Дюжева из того же «Острова».Триумф «островитян» продолжил поднявшийся на сцену за своим «Орлом» Петр Мамонов. И в надушенном зале сразу повеяло почвой, навозом и судьбой. Единственный из всех лауреатов, он вспомнил о Боге и Народе, который поит-кормит своих художников. И поблагодарил их в первую очередь.А затем Петр Николаич, как и положено профессиональному юродивому, двинул проповедь. Начал с того, что ажиотаж вокруг «Острова» надуман. Успех картины – результат не того, что фильм очень хорош – просто другие уж больно убоги. Призвал быть внимательными друг к другу – ведь скончавшийся несколько дней назад оператор «Острова» Андрей Жегалов (получивший «Орла» посмертно) погиб из-за того, что в съемочной группе не нашлось врача. Мамонов напомнил еще, что в стране делается ежегодно 4 миллиона абортов. И если так пойдет дальше – все скоро мы будем учить китайский язык.Мамонов сказал – как ангел пролетел. Тем не менее на десерт Михалков, как всегда, приберег деликатес. И внес его на своих руках. В прямом смысле. Как и 20 лет назад (эта фотография зажглась на экране), Роман Полански снова оказался в объятиях старого друга.Ургант тут заметался, не зная, как обращаться к классику. Роман? «Да зови просто Рома»,– великодушно посоветовал Михалков…Именно из рук «Ромы» триумфатор «Паша» (Лунгин) получил своего «Орла» за «лучший игровой фильм» и, пофоткавшись, поспешил на банкет – в отличие от святого Мамонова, который испарился, не дождавшись поздравлений. В том числе и от нашей газеты – ведь еще в июне на «Кинотавре» «Вечерка» предрекла славную судьбу и картине, и работе актера.[b]ЛАУРЕАТЫ «ЗОЛОТОГО ОРЛА»Лучший сценарий[/b] – [i]Дмитрий Соболев [/i](«Остров»).[b]Лучшая женская роль второго плана [/b]– [i]Чулпан Хаматова [/i](«Многоточие»).[b]Лучший монтаж фильма [/b]– [i]Дмитрий Киселев [/i](«Дневной дозор»).[b]Лучшая работа звукорежиссера[/b] – [i]Сергей Карпенко, Иван Титов, Юлий Ягудин, Александр Вартанов [/i](«Дневной дозор»).Лучший неигровой фильм – [i]«С Романом Карменом. Путешествие в молодость»[/i] (Виктор Лисакович).[b]Лучший анимационный фильм[/b] – [i]«Капитанская дочка» [/i](Екатерина Михайлова).[b]Лучший зарубежный фильм в российском прокате [/b]– [i]«Возвращение»[/i] (Педро Альмодовар).