Билетик за четверть «лимона»
[b]85 лет назад в этот день в Москве было восстановлено автобусное движение, прерванное революцией и Гражданской войной. А скоро московскому автобусу стукнет сто лет.[/b]17 июля (31 июля по новому стилю) 1907 года «Московские ведомости» написали: «Сегодня открывается первое автомобильное движение между Москвой и Останкино. Устраивает это движение граф А.Д. Шереметев, и он, таким образом, является пионером в организации такого дела в Москве. Предназначенные для общественного пользования автомобили имеют вид 8- и 12-местных линеек с непромокаемым брезентовым верхом. Каждый автомобиль-линейка имеет от 8 до 12 сил.За проезд от Москвы до Останкина или обратно был установлен тариф по 15 копеек с человека. Машины должны были останавливаться у Камер-Коллежского Вала, близ остановок городского трамвая (в Марьиной Роще).Однако у этого маршрута оказались свои неудобства – он стал «дачным» и работал только летом. Через год его закрыли. Попытки организовать массовое внутригородское автобусное сообщение предпринимались неоднократно вплоть до 1916 года.Однако далее думских дебатов дело не пошло. Так что первый «народный» автобусный маршрут появился только в 20-х годах прошлого века. Первый «красный» автобус вышел на свой первый маршрут 18 апреля 1922 года. Хотя, наверное, называть его перемещения по городу «маршрутом» было бы неправильно: автобус просто ходил время от времени из точки «А» в точку «Б» по какому-то собственному расписанию. Номера у автобуса тоже не было и сесть на него можно было разве что случайно. Зато впечатляла стоимость проезда – четверть миллиона рублей! Правда, потом, когда в том же 22-м году произошел очередной обмен «старых» советских денег на «новые», фантастические 250 тысяч превратились в пять копеек… К сожалению, история не донесла до нас наименования марки и модели этого раритета. Скорее всего, это мог быть автобус, построенный на заводе АМО. Там именно в 1922 году был организован кузовной цех, устанавливающий сперва открытые, а затем и закрытые деревянные автомобильные кузова на шасси грузовиков. Первоначально это были американские полуторки «Уайт», а затем – собственная разработка «АМО-Ф-15», в основе которой лежит все тот же американский грузовичок. Всего было выпущено порядка 40 машин (считая почтовые автобусы), практически по одной схеме. Войти в салон можно было по лесенке, установленной за задними колесами, а кабина водителя была отделена от пассажирского отделения.Все эти машины начали широко эксплуатироваться лишь в августе 1924 года, когда автобусное движение в Москве стало официальным и регулярным. С 24 мая 1924 года Москоммунхоз (МКХ) организовал в столице пробные маршруты автобусов «Фиат», «Бюссинг» и «АМО» на «дачной линии» – от Красной Пресни до Серебряного Бора. А 8 августапоявилась и первая внутригородская линия маршрута Каланчевская площадь–Центр – Тверская застава. Для нее в Англии закупили восемь 28-местных автобусов «Лейланд».Через несколько месяцев прибыли еще 16 автобусов и были открыты маршруты Курский вокзал – Брянский вокзал, Виндавский вокзал – Саратовский вокзал, и с этого момента новые маршруты начали появляться практически ежемесячно.В конце 1927 года в Москве работало 18 автобусных линий общей протяженностью в 158 км, по которым курсировали 130 автобусов. В это же время в столице появилось новое предприятие – автокузовной завод (ныне завод «АРЕМКУЗ»). Здесь начали изготавливать новые, адаптированные к российским условиям автобусные кузова, которые ставили на все те же шасси «Лейланд».Кстати, эти машины эксплуатировались в Москве до самой войны. А перед самой войной в Москве началось испытание первых автобусов на альтернативных видах топлива – в 1939–40 годах три автобуса приводились в движение сжигаемым светильным газом. В 1942 году появилась первая партия газогенераторных автобусов, которых к 1943 году стало уже почти полсотни.Восстанавливать автобусный парк начали сразу после войны – уже в конце 1945 года в Москве было 15 маршрутов общей протяженностью 155 км. А еще через пять лет в столице действовали 24 городских и 26 пригородных маршрутов.Конечно, сегодня эти цифры выглядят смешными. Только в прошлом году ГУП «Мосгортранс» перевез 4,2 млрд человек, причем большая часть пришлась именно на автобусы. Сейчас в Москве 544 автобусных маршрута, в парке – 5217 машин, из которых 3700 постоянно находятся на линиях. В столице насчитывается 9868. В том числе оборудовано павильонами ожидания – 5012.И вот уже несколько лет как в Москве реализовывается программа развития низкопольного пассажирского транспорта. Если вспомнить о первых автобусах, в кузовы которых приходилось буквально карабкаться, невозможно не улыбнуться. Но пусть эта улыбка будет доброй: ведь те самые первые АМО и «Лейланды», эти «дедушки» московского автобуса, вписали свою главу в историю развития пассажирского транспорта в Москве.[i][b]От «Сокола» и «Динамо» – к Ледовому дворцу[/b]Сегодня в Москве начинают действовать два новых автобусных маршрута – №№ 175 и 207. Они свяжут, соответственно, станции метро «Сокол» и «Динамо» с построенным недавно на Ходынском поле Ледовым дворцом. Такое решение приняло ГУП «Мосгортранс» в преддверии чемпионата мира по хоккею с шайбой, который пройдет в Москве в конце апреля – начале мая. Оба маршрута предназначены для того, чтобы болельщики смогли без проблем добраться до арены.Как рассказали в «Мосгортрансе», маршрут автобуса №175 от Ледового дворца проследует по улицам Гризодубовой, 3-й Песчаной и Новопесчаной (в обратном направлении – по улице Сальвадора Альенде) и Песчаному переулку. А маршрут № 205 – по Проектируемому проезду № 5509 и Ленинградскому проспекту. Оба маршрута будут действовать с шести утра и до девяти вечера.[/i][b]АНЕКДОТЫ ПРО МОСКОВСКИЕ АВТОБУСЫ[/b]В переполненный автобус пытается влезть еще один пассажир. Поднажмет – вроде вошел, зацепился на ступеньке. Потом – раз! Вывалился. Опят влез – опять вывалился.Вдруг слышит крик с передней площадки:– Эй ты, мужик! Ты чего меня выталкиваешь?[i]– Ваш билет?!– А ваш билет?!– Я – контролер!– А я электрик, так что мне теперь, за свет не платить?![/i][b]А это – старинный анекдот, наверное, нынешним молодым и не понять[/b]:В переполненном автобусе:– Перестаньте крутить мои уши, и так полный рот пятачков![i]На остановке в переполненный автобус влез пассажир, и ему руку зажало дверью:– Дверь открой, придурок, руку сломаешь!!!Водитель невозмутимо:– Следующая остановка – гипсовый завод...[/i]