Эта прекрасная русская дурь
[b]Начинание предпринимателя Михаила Куснировича, с каждым годом обрастающее новыми живописными подробностями, имеет мало корысти. Андрей Кончаловский сравнил Михаила со Станиславским: «Тоже бизнесмен и режиссер одновременно». А Олег Табаков добавил: «В нем доброжелательства – до неприличия».[/b]Так вот, говорят, Куснирович открыл нынешний «Черешневый лес» вернисажем великого режиссера и сценографа Франко Дзеффирелли потому, что, будучи еще десятиклассником, восхитился – и навек – фильмом «Ромео и Джульетта». Так что сбыче мечт – быть![i][b]Что в сюжете?[/b][/i]С посадки традиционных черешневых деревьев во дворике цветаевского Музея им. Пушкина (Дзеффирелли с лопатой – это сильно!) пошел отсчет часов фестиваля, о котором председатель попечительского совета Олег Янковский говорит, что в нем есть доля безрассудства, прекрасная русская дурь, ширь души и счастье встреч. И что это «наш общий сюжет».Что на этот раз в сюжете? Во-первых, специально поставленные чеховские спектакли.«Чайку» поставил Андрей Кончаловский (14–16 мая). «Дядю Ваню» – Миндаугас Карбаускиса (18). «Вишневый сад» – Адольф Шапиро (29).Во-вторых, конечно, музыка. 22-го в Литмузее Пушкина – красавец-гобоист Алексей Уткин со своим «Эрмитажем». Владимир Спиваков приглашает 23-го в свой Дом музыки. Его визави Юрий Башмет – 26-го в консерваторию.17 мая в «России» Игорь Бутман выступит с Джорджем Бенсоном. 29-го – ужин чеховского толка в Нескучном саду, перетирать впечатления потом год будут. И до 20 мая – 8 фильмов Дзеффирелли, отобранных им самим из своих 27, в «Художественном» – там, где мальчишка Куснирович, прогуливая школу, смотрел «Ромео и Джульетту».[i][b]Уникальная выставка в странной России[/b][/i]Франко Дзеффирелли, естественно, стал неоспоримой персоной первого дня. «Бон джорно!» – скромно здоровается он с журналистами на пресс-конференции. И слышит в ответ такие аплодисменты, что… высовывает язык от удивления.Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова на пресс-конференции созналась, что застала великого режиссера за самой что ни на есть ремесленной работой. «Сам делал развеску, раскрашивал манекены, на которых экспонируются костюмы Каллас, делал им мейк-ап…» Выставка уникальная. Среди прочего – действительно три костюма Марии Каллас (работа Дома Шанель). И как не страшно? Да это же все равно что выставить подлинные пиджаки Битлз со стоячими воротничками! Не хуже роскошные костюмы, в которых Образцова пела у него в «Сельской чести». Черное платье Анны Маньяни – кто видел актрису в 1966 году в дзеффиреллиевской «Волчице» на сцене Малого театра, тот вспомнит ее трагические подглазницы и «темный» голос. Два наряда Виолетты – Терезы Стратас, игравшей у Дзеффирелли в фильме «Травиата». Платье Фанни Ардан – Каллас в его последнем художественном фильме.Можно близко рассмотреть качество бархата, шелка, золотой вышивки, клёпки, мережки или как там это все называется. Дабы понять, что такое для Дзеффирелли артист, который в работе не должен испытывать ни малейшего сомнения в своих высочайших достоинствах. Просто Оружейная палата какая-то.На затянутых тканью стенах – эскизы декораций, акварели, картины-импровизации («Голос Каллас»). Привезли макет к «Мадам Баттерфляй», премьера которой только состоится в театре Арена ди Верона 19 июня.Все это – драгоценное, трудоемкое, златошвейное – ехало через всю Европу, в контейнерах с опилками, чтобы ни жемчужины не повредить на случайном ухабе России.Дзеффирелли нервничал, за день до открытия сказал креативному продюсеру – его главному тут помощнику – Александру Зарецкому: «Вот эту стену убрать!» Еле отговорили…[i][b]Любовные истории[/b][/i]– Поймите, я приехал не как живописец, – убеждает Дзеффирелли журналистов, но видно, что ипостась художника ему льстит. – Я окончил Академию изящных искусств во Флоренции, но мои «краски» всю жизнь – это артисты, живой материал… Когда мне предложили здесь выставку – я был в замешательстве. В испуге! Сейчас мы разговариваем с вами в Итальянском дворике. Так вот, этого парня справа (кивает на «Давида» Микеланджело) я в годы учебы видел ежедневно: мы, направляясь на занятия, заходили за него, курили сигареты, косились с надеждой: «Помоги, а?» Я честно учился, и он помог… Я выбрал сегодня легкий тон общения, потому что не хочу выглядеть закостенелым мэтром! Я приехал в страну, давшую вершины культуры и искусства, я чувствую себя здесь в мире, близком к миру моих снов…[b]– Как сегодня спасти высокую культуру?[/b]– Культура слишком распространена, чтобы погибнуть. Нужно лишь воспитывать внимание к ней. Пиетет к Рахманинову, Шекспиру, Микеланджело все же велик, они даже в моде... А у вас вообще самая богатая культура. Необходимо просто быть терпеливыми.[b]– Как вы смотрите на переиначивание классики?[/b]– Обязательно надо вносить новое! Если даже концепция неверна, но спектакль сделан хорошо и дает мне личный эмоциональный заряд – он стоит внимания. Мир интерпретации классики очень обширен. Так что я не противник. Но! Революцию всегда делают талантливые люди. Я, например, не видел ни одного талантливого открытия у немцев. Они всегда ошибаются в интерпретациях. Вот Брук – молодец, всегда здорово ставит. Баста![b]– Вы легко подписываете контракт?[/b]– Я думаю, недели две. Если мелькнет искра – подписываю. Иногда бреюсь, три минуты смотрю на себя в зеркало и – принимаю решение… Послушайте, почему все вопросы задают женщины? Что случилось с мужчинами в России?..[b]– Самые дорогие воспоминания о Каллас?[/b]– Она кумир всей моей жизни. Зал Каллас на выставке – самый трудный. Из-за ответственности перед ее личностью.[b]– Вы были влюблены в нее?[/b]– Это мое дело… Не влюблен – я любил ее до сумасшествия! ([i]Дзеффирелли нелегко вывести из себя, но это произошло[/i].) Вообще что вы имеете в виду?! Дух – главное, понимаете? Душа![b]– Кто для вас артисты? Рабы, друзья, коллеги?[/b]– Мои возлюбленные! Почти не бывало, чтобы я не любил своих артистов. Мы остаемся друзьями на всю жизнь. Снять фильм, поставить спектакль – это любовная история....Доблесть не в том, чтобы устроить тусовку с поеданием первой весенней черешни, выплевыванием косточек на газоны и другими понтами вроде постоянно дымящего трубкой Янковского или роющей землю под куст Волчек. А в том, чтобы еще хоть на шаг догнать упущенную мечту и доказать, что одна большая любовная история может связать много, очень много людей.Связать тонко, витающим в воздухе электричеством, как это бывало когда-то с современниками Чехова и героями его бессмертных пьес.