Город глухих
[b]Когда я пишу эти строки, соседи на балконе, не стесняясь в выражениях, выясняют семейные отношения. Во дворе пронзительно вопят сигнализации на четырех машинах. В квартире наверху уже второй месяц долбят стены отбойным молотком… Шумно! И куда бедному москвичу податься?[/b]Как выяснилось, есть куда – в государственное природоохранное учреждение «Мосэкомониторинг». Как говорит здешний [b]главный специалист Елена САВИНОВА[/b], их передвижная лаборатория-«Газель» меряет уровни шума в городе регулярно. Правда, создать электронную карту шумового загрязнения Москвы в «Мосэкомониторинге» планируют только к концу года. Но по жалобам москвичей экологи выезжают с шумомером постоянно.– Как правило, народ жалуется на шум от автомобильных и железных дорог, – рассказывает Елена Владимировна. – И если влияние новых автотрасс в черте города удается снижать еще на стадии строительства (установкой шумопоглощающих экранов на обочинах и заменой в домах из «группы риска» обычных оконных рам на стеклопакеты), то дребезжащий звук от трамвая «победить» куда сложнее. И когда на относительно тихом фоне под окнами пролетает товарняк (особенно на хорошей скорости), жителям не позавидуешь…Существуют ли санитарные нормы допустимых шумов? Да, они достались нам в наследство от советских времен и весьма жестки. Например, на территориях у жилых домов «разрешается» шуметь на 55 децибел днем и на 45 – ночью. При этом обыкновенная детская спортплощадка бьет по барабанным перепонкам полновесными 65 децибелами.Суммируя данные экологов, можно сделать такой вывод: самое шумное место в городе – то, близ которого проходит вылетная автомагистраль, еще пара-тройка нагруженных дорог городского значения, железнодорожные пути и наземная ветка метрополитена. Ну а если поблизости располагается стройплощадка, то шумовой дискомфорт вам обеспечен…Внимательно изучив городскую карту, отправляемся с передвижной лабораторией на Киевскую улицу – в район железнодорожных путей и Кутузовского проспекта.На самой трассе шумомер под названием «Октава» регистрирует уровень шума от 79 до 84 децибел. Но стоит отойти к краю дороги, как прибор показывает цифры «76». А за экраном в дорожном «кармане», по которому весьма интенсивно передвигались легковушки, сила шума упала до 64 децибел. Уже лучше, но стороннику здорового образа жизни палатку газончике разбивать явно не посоветуешь… А как на тротуаре? Те же самые 64 дБ, но…Что это? А-а-а, понятно: отходит поезд метро – и вмиг становится шумнее сразу на 5 децибел! А если подойти поближе к путям? Цифры на дисплее спокойны, пока к платформе не подлетает очередная электричка. Вместе два поезда «загружают» благодарных слушателей 74 децибелами!Во дворе дома № 22 по Киевской улице стояла тишина, которую обычно называют звенящей. Единственное, что смогли распознать наши измученные уши, – спокойное воробьиное чириканье. Но даже в таких практически идеальных условиях средний уровень шума оказался равным 49 децибелам, что выше разрешенных для дворов 45 дБ. Зарегистрированный же прибором максимум (54 дБ) слегка не дотянул до предельно допустимых 60 дБ.– В жилых зонах даже шумовой фон днем обычно составляет 50 децибел, – прокомментировала наш эксперимент Елена Савинова. – И, конечно, санитарные нормы часто оказываются нарушены. Обо всех подобных фактах мы сообщаем в Департамент природопользования и охраны окружающей среды, под эгидой которого работаем. Если же виновник повышенного шума просматривается (вернее, прослушивается) явно, ставим в известность префектуру.Возможность «приглушить» слишком шумные, к примеру, стройплощадки у них есть – было бы желание. Лично же мое мнение таково: допустимые уровни шума нужно повышать – хотя бы до европейских стандартов, которые куда менее жестки. Тогда наказывать реальных «шумовых террористов» можно будет строже. А вот если гражданин самостоятельно захочет добиться справедливости, ему надо помнить: указанные выше нормативы предписывает соблюдать федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Хотя в ночное время (с 10 вечера до 6 утра) в Москве тишина защищена еще и городским законом.Транспорт по городу ходит, в том числе и в эти «часы Х». Но, насколько нам известно, прецедента судебного иска к водителям от живущих вдоль автотрасс москвичей пока не существует. А вот зоны шумового дискомфорта от самолетов московского авиаузла в «Мосэкомониторинге» определили. По данным экологов, в неблагоприятных метеоусловиях из-за бортов, садящихся и взлетающих во «Внукове», страдают жители Северного и Южного Бутова, Теплого Стана, Ясенева, Бирюлева и Южного Орехова-Борисова. Домодедовские авиаторы «достают» выхинцев, жулебинцев и новокосинцев. «Шереметьево» своими шумами – обитателей Северного Медведкова и Молжанинова. А вот больнее всего по ушам горожан может ударить Тушинский аэродром.…Нет, но мои-то соседи совсем обнаглели! По-моему, уже сковородками дерутся. Сейчас вот возьму свою сковородку и покажу им, как я ценю тишину…[b]ДОСЬЕ «ВМ»А вот как шумят некоторые другие звуковые источники:[/b]Громкая музыка [b]120 дБ[/b]Дробильная машина [b]110 дБ[/b]Пылесос ([i]в 3 метрах[/i]) [b]70 дБ[/b]