Заведя трамвай, пересчитай ломовиков!
[b]Бескорыстные землевладельцы в Москве всегда были редки, как белые вороны. Чаще на слуху оказывались имена людей алчных. Достаточно вспомнить инцидент с «хомяковской рощей» на Кузнецком мосту, о котором слышали многие читатели. Но жили в Москве и люди весьма благородные.[/b]Домовладелец В. В. Бундшух, у которого городские власти хотели выкупить участок земли для устройства набережной Яузы, запросил всего по 15 рублей за квадратную сажень (тот же Хомяков требовал по 1000 рублей). А спустя некоторое время он совсем отказался от вознаграждения. Гордума постановила выразить ему благодарность «за сознательность».Но порой и городские власти вели себя, мягко говоря, странно. Судаков, владелец ресторана «Яр», решил заасфальтировать улицы вокруг своих владений, но получил отказ.Ему предложили внести в городскую казну сумму, которую назначила Управа, а потом, мол, город своими силами обустроит мостовую. Но казенная смета почему-то в два раза превышала расчеты домовладельца, и он, естественно, плюнул на эту затею.Одновременно управа ввязалась в гораздо более важный для себя денежный спор с городской администрацией. Предметом спора оказалась «усовершенствованная» мостовая, а цена вопроса приближалась к нескольким миллионам рублей. Дело в том, что проект первой очереди московского трамвая был утвержден правительством при «условии полной замены дорожного покрытия центральных улиц». Одновременно с прокладкой рельсов булыжную мостовую должны были заменить на более прочную и надежную, поскольку трамвайный путь сужал и без того узкую проезжую часть.Усовершенствованная мостовая требовала денег, а накладные расходы грозили сделать трамвайное дело просто убыточным. Чтобы подкрепить доводы фактами, решили привлечь статистику. Для этого на Большой Дмитровке расставили «агентов», которые подсчитывали количество экипажей, проезжающих по улице. Оберполицмейстер, не доверяя управским статистикам, выставил своих «счетчиков». Обе стороны не только подсчитывали количество телег и экипажей, но и дотошно опрашивали всех ломовиков, откуда и куда они едут и что везут. Выяснилось, чточастота движения составляет от 80 экипажей утром до 850 вечером. Половину экипажей на Дмитровке составляли ломовики, так как проезд по соседним Тверской и Петровке им был запрещен…После долгих препирательств стороны пришли к компромиссу. Было решено опробовать менее дорогую, но более надежную, чем существующие, мостовую – булыжную на бутовой основе.Тем временем строительство трамвая близилось к концу. На периферийных участках прокладку линий уже закончили, шло оборудование подстанций. Небольшая промашка вышла с центральной электростанцией (на Винно-соляном дворе, за нынешним кинотеатром «Ударник»). Фасад ее представлял собой точную копию фасада Третьяковской галереи. Проект был утвержден Думой, а московские газеты ехидничали: почему запрещено копировать картины в галерее, а фасад здания можно? Не нарушено ли авторское право Васнецова?В июне 1904-го в Москве участились столкновения велосипедистов с их моторизованными собратьями. Велосипедную дорожку, проложенную от Тверской заставы до Всехсвятского, облюбовали мотоциклисты, точнее «мотоциклисты, ездящие на бензиновых велосипедах» (мопедах). Увеличилось число несчастных случаев. «Один вид мчащегося на всех порах, шумящего мотоцикла, заставляет велосипедистов бросаться в сторону и с перепугу наезжать на идущую по боковой аллее публику», – возмущались газеты.На севере столицы москвичей преследовали мотоциклисты, а с юга подступала саранча. Утром 5 июня царицынские дачники попали в тучу саранчи, летевшей в сторону Нижегородской железной дороги. Обывателям пришлось пережить неприятные минуты, отмахиваясь от нее зонтами, платками и даже палками…