Исчезнувший портрет великой княжны обнаружился в 1974 году

В Историческом музее состоялась презентация портрета «Великая княжна Александра Павловна», написанного Дмитрием Левицким в 1791 году.Этот шедевр художника, творившего в «златые дни, в екатеринин век», представляется публике впервые после реставрации.На портрете – дочь императора Павла I, любимая внучка Екатерины Великой в юношеском возрасте. В профиль она очень похожа на своего отца.Княжна Александра Павловна (1783–1801) никак не хотела отказываться от православия, но была выдана за эрцгерцога Австрийского Иосифа и вскоре умерла в чуждом ей окружении.Левицкий писал ее трижды, но этот вариант, возможно, лучший. Небольшой по формату портрет специалисты оценивают очень высоко. В музейном пресс-релизе о нем сказано: «Тонко проработанная фактура живописи портрета юной царственной особы, построенная на декоративном сочетании цветов и световых контрастах, свидетельствует о высоком мастерстве художника. Портрет подкупает живостью, которая прорывается сквозь сдержанность и величие, приличествующие сану героини».Презентацию шедевра Исторический музей посвятил памяти Савелия Васильевича Ямщикова, выдающегося деятеля отечественной культуры, ушедшего от нас в минувшем году. Именно к нему в руки в 1974 году попал портрет, давно исчезнувший из поля зрения искусствоведов.Вот как он сам в свое время рассказывал об этом корреспонденту «ВМ»:– Не было никаких детективных историй. Принесла бабка, похожая на Коробочку. Просила 3 тысячи рублей. Тогда машина стоила 4 с половиной, а зарплата была 120–140 (понятно, не тысяч). Для себя купить, конечно, не мог. Приобрел для архимандрита Алипия, настоятеля Псково-Печерского монастыря. Он коллекционировал старинную живопись и дарил ее лучшим российским музеям.Так к судьбе портрета оказалось причастна еще одна удивительная личность. Иерарх церкви Алипий, в миру – крестьянский сын Иван Воронов. В 1932 году пошел работать на Метрострой и одновременно занимался в художественных студиях, где преподавали Грабарь и Ромадин. Когда началась война, ушел добровольцем на фронт.Дошел до Берлина, имел десятки наград. А после Победы в Доме союзов была его выставка фронтовых рисунков, эскизов и этюдов. Однажды он писал Троице-Сергиеву лавру, был покорен ее красотой, внутренне озарился и стал насельником. А потом был определен настоятелем монастыря в Печорах, где собрал потрясающую коллекцию живописи. Отечественную её часть он передал Русскому музею, а западноевропейские мастера XVI–XVIII веков попали в Псковский музей.Детский портрет великой княжны Алипию очень понравился, и он просил его отреставрировать. Но пока шла работа, архимандрит умер. Никаких распоряжений по поводу картины он не оставил.Ямщиков по своему усмотрению передал работу Левицкого в Ярославский художественный музей, с которым много лет сотрудничал, и в собрании которого не было ни одного портрета этого мастера. Кроме того, Савелий Васильевич выступил инициатором презентации портрета в Историческом музее.И вот теперь музей отдает дань памяти этому замечательному человеку – искусствоведу, реставратору, историку, писателю и публицисту. Он был прежде всего специалистом по иконописи, но также широко известен как открыватель забытых имен русских художников и устроитель уникальных выставок.Портрет княжны Александры Павловны будет выставлен в зале Исторического музея до 21 февраля. А потом его смогут увидеть многочисленные гости Ярославля, которые приедут в город на Волге, отмечающий в этом году свое 1000-летие.