Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Самолёты-амфибии поневоле

Общество
Самолёты-амфибии поневоле

...Но сначала - о другом потрясающем эпизоде из истории экстремальной авиации. Пилотируемый 57-летним Чесли Салленбергером аэробус A-320 компании US Airways 15 января 2009 года со 150 пассажирами взлетел из нью-йоркского аэропорта La Guardia. Через несколько минут лайнер затрясся, а пассажиры услышали громкий хлопок. Оба двигателя заглохли и скоро через иллюминаторы стал виден огонь из них, а в салоне возник запах дыма. Таковы были последствия от встречи со стаей птиц. Салленбергер передал диспетчеру сообщение о происшествии и согласовал аварийную посадку на ближайший аэродром. Но высота была всего около километра и времени для этого маневра не хватало. В итоге командир принял другое решение, о котором немедленно сообщил пассажирам: "Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду". Самолет сделал левый поворот и вышел на трассу над рекой Гудзон. Снижаясь под углом около 20 градусов, лайнер пронесся над мостом Джорджа Вашингтона и буквально плюхнулся в воду рядом с Манхеттеном. Как глиссер, скрывшись в поднятом фонтане воды, аэробус по инерции проскочил дальше по реке, замедлив движение буквально в нескольких километрах от Уолл-стрита. Хорошо, что в этом месте остров Манхеттен соединяется с материком туннелями и на реке с обычно бойким судоходством никто не повстречался на пути. Быстро были открыты аварийные выходы и люди стали выбираться на крылья самолета. На некоторых были надеты спасательные жилеты. Температура воздуха в этот день была низкой – около 10 градусов мороза, воды – чуть выше нуля. На помощь устремились катера спасателей и пассажирские паромы, вертолетами были доставлены водолазы, готовые к погружению в ледяную воду Гудзона. Скоро все пассажиры и пять членов экипажа были сняты с самолета. Командир перед тем, как последним покинуть погружающийся в воду лайнер, дважды обошел салон, убедившись, что там никого не осталось. Все 155 человек были спасены. У некоторых из них было неопасное обморожение, только у одной женщины оказались сломанными обе ноги. Самолету тоже не дали утонуть, пришвартовав его к пирсу Батарейного парка. Посадка на воду весьма непростая задача. По мировой статистике только в 4-х случаях из 11 удалось обойтись без жертв. Так в январе 1982 года самолет Боинг-737 авиакомпании Air Florida в районе Вашингтона попал в снежный буран и зону обледенения. При попытке пилота сесть на реку Потомак лайнер врезался в мост над рекой. Погибли 74 из 79 человек, находившихся на борту, а также 4 человека, ехавших по мосту в машинах. Вряд ли можно винить пилотов в этой катастрофе, ведь при интенсивном обледенении управляемость самолета может снижаться до нуля. А вот при посадке на Гудзон обледенения не было и Салленбергер сделал все идеально. Все время от момента аварии до приводнения на Гудзон «Салли», как его ласково стали называть американцы, оставался абсолютно спокойным и уверенно выполнял все сложные маневры. И это понятно, ведь общий летный стаж командира составлял 40 лет. «Салли» в свое время закончил Академию ВВС США и два университета, семь лет служил в военной авиации, летая на истребителях F-4. Затем работал в службе авиационной безопасности, в частности инструктируя пилотов по экстремальным ситуациям. В последние годы он перешел в гражданскую авиацию. И здесь он проявил свои лучшие качества, совершив «Чудо на Гудзоне», как назвали это происшествие мэр города и журналисты. Чесли Салленбергер стал настоящим национальным героем. Посадка самолета на воду бывала и у нас. Вот что случилось 21 августа 1963 года в Ленинграде. Лайнер Ту-124 компании Аэрофлот вылетел в Москву из аэропорта Юлемисте в Таллине. Командиром воздушного судна был 27-летний Виктор Мостовой. Скоро после взлёта обнаружилось, что передняя стойка шасси не убирается, будучи заклининой в полуубранном положении. Из-за тумана аварийная посадка в Таллине была невозможна, поэтому самолет был направлен на аэродром Пулково в Ленинграде, где подготовились к посадке самолета на грунтовую полосу. Прилетев на малой высоте в Ленинград, лайнер начал делать круги над городом, выжигая топливо. Экипаж в это время с помощью шеста пытался выпустить стойку шасси полностью, но это не имело успеха, так как одна из деталей стойки выпала еще в Таллине. По летной инструкции аварийная посадка допускалась с остатком топлива не более 1000 литров. Превышение нормы могло закончиться разжалованием. Когда топливо подходило к этому рубежу, наземный диспетчер дал рекомендацию садиться. Но бортмеханик, зная низкую точность топливного датчика, уговорил командира совершить еще один круг. На полпути из-за нехватки топлива заглох один из двигателей, хотя датчик показывал 750 литров. Экипажу разрешили пролет через центр города, но скоро заглох и второй двигатель. Виктору Мостовому не оставалось ничего другого, кроме как сажать самолет на Неву. Он приказал своим коллегам идти в салон и вместо подготовки пассажиров к удару «отвлекать» их разговорами, что соответствовало социалистическим правилам. Сам командир остался на своем месте, управляя планирующей машиной. Над строящимся мостом Александра Невского самолет пролетел на высоте всего четыре метра, затем – горка над неожиданно выплывшем из-под моста буксиром. Впереди в полутора километрах был виден Финляндский железнодорожный мост. Но лайнер хвостом уже коснулся поверхности воды, затем слегка клюнул носом в воду и помчал по реке дальше, остановившись недалеко от опор моста. Увидев такое невиданное зрелище, буксир с командой из четырех человек отцепил свой плот и подошел к лайнеру. Разбив остекление пилотской кабины, общими усилиями буксирный трос закрепили за пилотские штурвалы. У причала завода «Северный пресс» стояли плоты. К ним-то и подтянули самолет, уложив согнувшееся при ударе о воду крыло на плоты. Сорок четыре пассажира, включая двоих детей, по крылу, как по трапу, спокойно вышли на плоты, а затем – на берег. Экипаж в составе семи человек были задержан для расследования. Командира экипажа, в одночасье поседевшего от такого стресса, тут же уволили. Но скоро оказалось, что летевшие этим рейсом иностранцы пожелали выразить ему благодарность. Во избежание международного скандала авиационному начальству пришлось срочно аннулировать увольнение. В итоге экипаж наградили медалями, а командира - орденом и направлением на учебу в Академию гражданской авиации. К сожалению, Мостовой не совладал с учебой и скоро уехал в Краснодарский авиаотряд. Потом он, говорят, перебрался в Израиль, где и закончил свой жизненный путь. Капитана буксира Поршина тоже не забыли - наградили Почётной грамотой и часами. Без его быстрой и весьма эффективной помощи неизвестно, как бы развивались дальнейшие события. Посадка на Неву в 1963 году была не единственным удачным случаем приводнения пассажирского самолета в нашей стране. В 80-х годах мне довелось участвовать в приобретении на Харьковском авиационном заводе самолета Ту-134. После посещения цехов завода и оформления документов, как водится, состоялся товарищеский ужин. После первых тостов разговор зашел о надежности самолетов. Директор завода стал детально рассказывать о причинах летных происшествий. Таких происшествий в мире было немало, но директор заявил, что на то время не было ни одной катастрофы Ту-134 по вине изготовителя. Если уж самолет этого типа разбивался, то всякий раз был виноват экипаж, не справившийся с управлением. Мне это утверждение показалось сомнительным. Ведь несколько лет назад недалеко от нашей дачи в Трудовой, чуть не задев деревья, на гладь Икшинского водохранилища (ширина здесь около 600 метров) плюхнулся Ту-134 с заглохшими двигателями. Чудом самолет не налетел на баржу или лодку и не покалечил купающихся. Люди в самолете не пострадали, их было немного. Подошедший катер их забрал, оставив человека с ружьем в лодке. Две недели взрослые и детвора ходили к месту аварии, как на самый интересный аттракцион. Одни говорили, что у самолета отказали двигатели, другие утверждали - не хватило топлива. Центральные газеты молчали, как это было принято в то время. Собираясь в Харьков, я взял фотографию приводнившегося лайнера. И теперь передал ее директору, ожидая увидеть его смущение. Но никакого смущения не было, а был любопытный рассказ. Оказалось, что незадолго до этого было летное происшествие, когда самолет этого типа при отказавшей механизации сел на поле. Газеты трубили об умелых действиях и геройстве экипажа, спасшего пассажиров. А на самом деле в том полете было вульгарное разгильдяйство. Стюарду показалось, что один из электропреобразователей издает необычный шум. Он подошел к бортмеханику и рассказал о своем наблюдении. Вместо того, чтобы пойти самому и разобраться, бортмеханик поручил стюарду выключить шумящий прибор. Не зная толком, что нужно сделать, стюард отключил общее электропитание. При этом все бортовые системы остались подключенными к аккумулятору. По летной инструкции при отсутствии заряда аккумулятора следует отключить все бортовые электропотребители, кроме систем связи и управления, и садиться на ближайший аэродром. Но экипаж не обращал внимания на складывающуюся ситуацию до тех пор, пока из-за падения напряжения не начало отказывать бортовое оборудование. Вот тут-то и началось то самое газетное «геройство», которое закончилось посадкой самолета «брюхом» на поле. Хорошо, хоть никто из людей не погиб. Рассматривая это происшествие, ИКАО (Ту-134 имел сертификат этой уважаемой международной организации) потребовала представить экспериментальные доказательства способности самолета при отказе бортовых генераторов электропитания совершать безопасный полет в течение определенного времени. Для этого был выделен самолет с опытным экипажем. Была составлена программа эксперимента, на борт взяты наблюдатели и лайнер взлетел из аэропорта Шереметьево. Экипаж сосредоточился на выполнении программы эксперимента. Когда в одном из баков кончилось топливо и нужно было использовать топливо из другого бака, экипаж растерялся и двигатели заглохли. В итоге невнимательность экипажа обернулась потерей самолета, а мастерство проявилось только в удачной посадке на воду. Да, в такой ситуации трудно дать действиям экипажа Ту-134 общую положительную оценку. А вот кем же был Виктор Мостовой, командир экипажа Ту-124 - злостным нарушителем летной инструкции или героем? Тут следует учесть, что основным источником нештатной ситуации с лайнером явились технические дефекты (поломка шасси и погрешность топливного датчика). Из-за заклинивания передней стойки шасси у экипажа не осталось ни одного хорошего варианта завершения полета. Если бы не случилась нехватка топлива, то пришлось бы садиться «брюхом» с заклинившей стойкой на грунтовую полосу с вероятностью переворота самолета и возникновения пожара. Вызывает большое сомнение, что при этом удалось бы сохранить жизнь всем людям. К нехватке топлива Мостового привело стремление выполнить требование летной инструкции. Ясно, что это требование не соответствовало реальному обеспечению безопасности полетов, так как при погрешности топливного датчика (750 литров) остаток топлива к началу завершающего круга мог составить всего 250 литров, что могло не хватить для завершения полета. Поэтому представляется, что предъявление претензии пилоту в нарушении некорректного требования инструкции было совершенно несправедливым. Тем не менее, фактическое развитие ситуации привело к весьма счастливому результату – сохранению жизни и здоровья всех людей, находившихся на борту Ту-124. Тогда получается, что Виктор Мостовой - герой ничуть не ниже американского героя Чесли Салленбергера. Более того, если Салленбергер сажал самолет на Гудзон в промежуток между мостами порядка 25 километров, то Мостовой (фамилия-то какая!) ювелирно «уместился» на Неве в промежуток всего 1,5 километра. Поэтому в списке авиаторов, совершивших в мирное время геройский поступок мирового уровня, наряду с Салленбергером золотыми буквами должно быть выбито имя Виктора Яковлевича Мостового.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.