Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Пусть кушают

Развлечения
Пусть кушают

[b]Политики спорят: перезахоронить ли Сталина в Гори или оставить труп в Москве на память? А может, сжечь да по ветру развеять? Музыка Шостаковича не дает забыть о самом кровавом времени за всю историю человечества. Особенно полезна она тем, кому хотелось бы видеть Россию ХХ века исключительно страной небывалого энтузиазма и всеобщего процветания.[/b]Может быть, поэтому сейчас, когда даже симфонические концерты тяготеют к форме шоу, Шостаковича исполняют как-то нехотя. Идет себе обыватель, так сказать, в храм искусства – а ему разворачивают зеркало, только что сиявшее софитами иллюзорной жизни, обратной, черной стороной.Каждое исполнение исповедальных сочинений Шостаковича – поступок со стороны музыкантов. Осенью Владимир Федосеев с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского уже исполнил Четвертую симфонию, задав Году Шостаковича высокую планку. Правда, никто догонять не собирается. Да и кому по силам? В эту субботу в Большом зале консерватории в рамках Общедоступного абонемента, само существование которого делает оркестру честь, для нормальной (читай: небогатой, интеллектуальной, отзывчивой) публики играли Шостаковича, который вообще вряд ли заинтересует любителей выложить 20 тысяч за место в партере лишь за то, чтобы в антракте покрутиться в престижной тусовке. Зал был полон – кто бы сомневался! Сначала – Первый фортепианный концерт (1933 г.). Не у всякого пианиста это сочинение засверкает своим экстравагантным, если не хулиганским, блеском. Денис Мацуев, измотавшийся по расхожим концертам, тут был на месте – парадоксальным образом. Его мощные руки-крабы не знают физических трудностей в шостаковичских наворотах, поэтому из-под пальцев, как из-под копыт, искры летели. И фантасмагорический вальс, и бег напролом, наперегонки с нахальной трубой (солист Александр Козлов), в финале подтвердили, что сочинение, давно растасканное на бесплатное оформление малобюджетных спектаклей, попрежнему способно восхищать. И что смелость письма еще не раз толкнет исполнителей на отчаянные интерпретации.В пару к задиристому концерту в этот вечер звучала Восьмая симфония. Это испытание. После знаменитой Седьмой, «Ленинградской», от композитора ждали чего-то жизнеутверждающего, а он в 1943-м создал этот памятник замордованной советской стране. В том-то и феномен, что Шостакович – не обличитель и не летописец нашей истории, а, по выражению дирижера Евгения Светланова, ее созидатель, действующее лицо. Тем ценнее свидетельство.Первая часть – чуть не полчаса. Когда дирижер Кирилл Кондрашин (по поводу Четвертой симфонии) однажды заикнулся Шостаковичу о длиннотах, которые «будут скучны публике», в ответ услышал: «Пусть кушают, пусть кушают». (Записано без восклицательного знака – типичный Дмитрий Дмитриевич.) И вот вам – кушайте. Если и появляется в Восьмой симфонии просветный мажор – то как тощая былинка на обочине, которую тут же затопчут. Изматывающее страдание было привычным содержанием жизни миллионов людей: вот оно, это страдание, кто не знал его – прочувствуйте. Докушивайте.Самая жуткая, конечно, третья часть. Давит на психику сильнее пресловутого марша Седьмой симфонии. Там все – давно, быстро и навек – разложили на конкретные события, а здесь сочетание мертвящего холода и долбящего ритма токкаты вынудит ощутить нутром, что жизнь на Земле не вечна.Восьмую симфонию на Западе расценивают как выражение высшего отчаяния. Но не случайно же она написана не где-нибудь, а в конкретной стране, где любили мучить людей, и сейчас тоже любят. Мол, цель – высока, а люди – сор. Глядишь – а пейзаж-то уже потусторонний. Все это у Шостаковича слышно. И не раз и не два его излюбленная труба обрисует, как несется последняя ипостась гоголевской тройки – может, только уже голый остов ее – по нечеловеческим ухабам неведомо куда.Представляешь себе Дмитрия Дмитриевича после такого впечатляющего исполнения – стоит, смущенно разводит руками… А Владимир Федосеев, мыслящий себя скромным исполнителем творческой воли автора, невольно ставит на место многих коллег, любящих презентации и пресс-конференции. И то: чтобы вот так, как у Федосеева, единым потоком, звучали скрипки, чтобы духовые трубили будто с неба, чтобы каждый солист в оркестре ощущал свою не роль, а миссию, БСО понадобились десятилетия и работы, и доверия, и неравнодушия к судьбе своей страны.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.