- Город

Энциклопедия советской жизни

Станцию «Смоленская» закрыли на полтора года

Биатлонист Логинов снялся с масс-старта на ЧМ из-за нового визита полиции

Тишковец рассказал о столичной погоде в последнюю неделю зимы

Путин оценил шансы на дружбу между Россией и Украиной

Сергей Собянин рассказал о мерах по предотвращению появления коронавируса

Forbes назвал самую богатую женщину России

Дибров объяснил, почему упал в обморок в кинотеатре

Названы самые желанные подарки к 23 Февраля и 8 Марта

Дмитрий Шепелев ушел с Первого канала

Москва признана самым мужественным городом СНГ

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Диетолог назвала главную опасность современной тушенки

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Энциклопедия советской жизни

Фотографы Алексей и Эдуард Жигайловы вернулись в СССР

[b]Посетителей выставки Back in the USSR в Манеже встречают снимки, сделанные летом 1991 года: выступление Андрея Сахарова на съезде Народных депутатов, Горбачев и Ельцин горячо трясут друг другу руки, потом сразу – танки у Большого театра, уличные баррикады, похороны погибших защитников Белого дома. Вот толпа несет транспарант «Долой красный фашизм!», а рядом на снимке – никакой толпы, просто старенькие «Жигули», сфотографированные сзади, с распахнутым багажником, из которого торчит плакат с красноречивой надписью No pasaran.[/b] Выставку «Назад в СССР» открывают фотосвидетельства распада Советского Союза. Это развернутый «флэшбэк» – обратная проекция. По мере того, как проходишь в дальние галереи Манежа, на снимках разворачивается картина мирной жизни, которой жила страна с 1960-х по 1990-е годы. Это целая энциклопедия иллюстраций к идеологическим мифам о счастливой жизни советских людей, те самые фотографии, которые так любили публиковать на страницах старого «Огонька». Авторы выставки – уже династия. Алексей Жигайлов начал снимать еще в 1950-е, студентом МГУ. В 1960-е он, корреспондент агентства печати «Новости», объездил весь СССР и отснял много замечательных кадров – и на севере, и на юге. Добротная советская карьера – разве без нее он смог бы сделать шикарный цветной снимок молодого Брежнева на отдыхе, на корме личного катера, на фоне ослепительно голубого неба курортного Геленджика? А традиционные для советской фотографии снимки счастливых узбекских чабанов или дымящих заводских труб? Идеологическая «правильность» творческого почерка, обеспечившая успешность карьеры, тут очевидна. Но столь же очевиден и талант. Вот, например, фотография Косыгина, датированная 1970 годом. Одинокий, грустный человек в черном пальто задумчиво идет по мостовой, удаляясь от стены министерского здания, служащей дальним планом композиции. Портрет уж совсем не парадный. Таких снимков, ярко и точно передающих настроение и характер, Алексей Жигайлов делал в те годы немало. Тонко схвачены и молодой, мягкий, интеллигентный Алексей Баталов периода «Дамы с собачкой», читающий стихи студентам МГУ, и агрессивно потрясающий сжатым кулаком Евгений Евтушенко 1960-х. А серия новосибирских фотографий (там Алексей Жигайлов работал спецкором) – настоящая история сибирской «оттепели»: фестиваль джаза в Академгородке, физики и лирики в зале научно-исследовательского института, молодой длиннобородый математик, увлеченно решающий с девчушкой, закусившей косичку, сложную математическую задачку. И даже сам Шарль де Голль в толпе молодых новосибирских физиков. Чрезвычайно интересны и бытовые сценки – например, «Таежный вальс». В осенний туманный день на плывущей барже танцует обнявшаяся пара, а аккомпанирует ей веселый толстяк, сидящий на колченогом стуле, – костюм в обтяжку, тяжелый аккордеон на коленях. Или «104 внука бабушки Акопян»: героини снимка, старенькой армянки в платочке, совсем не видно среди колоритных южнолицых мужчин разных возрастов, а ведь они все – ее внуки. Сын Алексея Жигайлова, Эдуард, сделал свой первый снимок одиннадцатилетним мальчиком. Это была фотография отца с фотокамерой в руках. Его снимки 1990-х жестче, суше и в то же время экспрессивнее, ведь именно так изменилось и само время, и ритм жизни нового поколения. В них нет явной у старшего Жигайлова оглядки на советскую цензуру, куда меньше и реверансов в адрес власть имущих. Жизнь показана безо всяких нежностей – скорее с тревогой, иногда с иронией. Ведь за те тридцать лет, которые разделяют лучшие снимки отца и сына, страна прошла немалый путь. Они и отличаются так же, как отличаются две попытки прорыва к свободе – 1960-е и 1990-е. И все-таки в работах фотохудожников разных поколений видно, как джазовое звучание «оттепели» эхом отзывается в митинговых призывах шумных баррикад 1990-х. Вновь окунувшись в историю страны за последние тридцать лет, вспомнив грустные и счастливые детали жизни, изображенной на этих снимках, отчетливо видишь, какие именно ценности люди защищали от танков в 1991 году, какими воспоминаниями не смогли пожертвовать. [b]На илл.: [i]Фотографы Алексей и Эдуард Жигайловы – летописцы СССР с 1960-х и до сих пор.[/b][/i]

Новости СМИ2

00:00:00

Антон Крылов

Страна, не достигшая дна

Сергей Хвостик

Футбол — не для девочек

Ольга Кузьмина  

Про мужскую логику и женскую любовь

Анатолий Горняк

Трусы, носки и галстук. Мужики, с праздником!

Алиса Янина

Сон или явь: почему россияне не высыпаются

Мехти Мехтиев

Ипотека-2020: жилье станет доступнее

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Как будет судить Христос

Примеры решают верно, а геометрию знают плохо

Химия помогает изучать планеты

Пролетевшая в небе звезда. К 170-летию со дня рождения художника Федора Васильева

Летающие поезда скоро станут реальностью