Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Неоконченная пьеса для музыкальной шкатулки

Общество

[b]Музыка и технические агрегаты – вещи, казалось бы, друг от друга далекие. Но это только на первый взгляд. На службу музыке технические ухищрения изобретателей поставлены с очень давних пор, и это отлично иллюстрирует «Музыкальная шкатулка» – новая экспозиция Политехнического музея. Сами музыкальные шкатулки – предтечи граммофонов, изготовлявшихся в позапрошлом веке с изрядным изяществом, – здесь тоже представлены. Но отнюдь не они вызывают наибольший интерес и удивление посетителей.О чем пела Нереида?[/b]Коллекцию музейщики разместили в небольшом боковом зале, оформив ее как миниатюрный концертный зал и как гигантскую музыкальную шкатулку одновременно. По словам научного сотрудника Политехнического музея Валентина Лебедева, на весьма скромной площади авторы экспозиции постарались представить все изобретенные до середины ХХ века основные виды агрегатов, в которых музыка «получалась» без видимого участия человека. А первое подобное устройство появилось на свет вовсе не в эпоху Возрождения, как, наверное, думают многие, и даже не в Средние века, а в Древней Греции. Конечно, оригиналы хитрых устройств с Родосского маяка вряд ли могли оказаться в коллекции Политехнического музея. К счастью, их автор – Герон Александрийский – оставил подробное описание Нереид – статуйавтоматов с вершины маяка, которые измеряли силу и направление ветра, предупреждали звуковыми сигналами о надвигающемся шторме и отбивали часы. Специалисты Политехнического музея изготовили действующую модель самой простой Нереиды – той, что «отвечала» за время.Как и многие музыкальные аппараты последующих двух с лишним тысяч лет, Нереиды работали за счет энергии сжатого воздуха. Не сильно менялись и принципы «программирования» – записи сигналов, которые воспроизводил умный автомат.Современник и учитель Герона Ктесибий еще в античные времена предложил способ, на пару тысячелетий определивший самый эффективный способ «звукозаписи» – барабан, в определенных местах утыканный штырьками. Когда барабан вращается, штырьки управляют источником звука – колокольчиками, органом, молоточками или чем душе угодно.[b]Шарманка – не шарлатанка![/b]В разных вариантах этот принцип использовался до начала ХХ века, и сегодня в Политехническом практически не сходя с места можно проследить эволюцию красивых «оберток», в которые человеческая мысль на протяжении столетий упрятывала ноу-хау хитроумных древних греков. Это и серинетты – примитивные устройства для обучения канареек пению, и их «дочери» – уличные шарманки, и сами музыкальные шкатулки, производство которых в течение столетия кормило целые деревни во Франции и в Швейцарии…Кстати, шарманка из Кахетии, сделанная когда-то в Одессе – самый дорогой (в рублевом эквиваленте) экспонат «Музыкальной шкатулки»: музей купил ее у частного лица за 12 тысяч долларов.– Вот эта музыкальная шкатулка швейцарской фирмы «Мермо Фрер» – одна из самых совершенных, с тремя сменными валиками, – говорит Лебедев. – Но все равно и количество записей, и время звучания, которое поддерживал такой аппарат, сегодня вызывают усмешку. На одном валике помещалось не больше дюжины мелодий, и каждая из них услаждала слух около минуты.Радикальным улучшением стал предложенный немцами в 1880-х годах переход от барабана к диску. Музыка на новом носителе по-прежнему представала в виде отдельных штырьков, но диски из жести можно было легко менять, а главное – возникли производства по их промышленной штамповке. Появились диски разных диаметров, что позволило невероятно разнообразить спектр музыкальных шкатулок. Правда, звучал каждый диск все равно от силы несколько минут. Выход – за много десятилетий до появления первой ЭВМ – нашли в перфолентах: туда музыкальной информации влезало гораздо больше, чем на самый емкий жестяной диск.И почти сразу же в США перфоленту использовали в первом из серии устройств, которым суждено было стать венцом музыкальной механики человечества. Первенца еще нельзя было назвать настоящим механическим пианино – скорее, механическим пианистом: его следовало вплотную придвигать к клавиатуре взаправдашнего пианино, и он своими молоточками нажимал на клавиши. В следующие полвека появится невероятно широкий ассортимент подобных машин – совмещенных с обыкновенной фисгармонией и самостоятельных, с большой клавиатурой и с малой, работающих от нажатия ножных педалей и от электричества…В Европе признанным лидером музыкальной механики станет Германия, где будут строить целые механические оркестры «в одном флаконе», да еще и вращающиеся вокруг своей оси – на потеху публике. А в Америке в начале ХХ столетия обычный классический рояль оснастят специальными датчиками, которые позволят заносить музыку на перфоленту не в лаборатории, а прямо в… концертном зале! Благодаря этому новшеству, и сейчас поражающему воображение, мы можем услышать, как играли Гершвин и Рахманинов еще до появления первых грампластинок.Точнее, услышать могут, в основном, американцы.[b]Нажимаешь на педали – и звучит «Кармен»[/b]– Насколько мне известно, у нас авторских перфолент с музыкальными записями вековой давности уцелело гораздо меньше, чем в Америке, – рассказывает Валентин Лебедев. – В фондах Политехнического, к примеру, хранятся ленты пианистов Падеревского и Шмитца. Вот только послушать их на устройствах, которыми мы располагаем, к сожалению, невозможно: наши механические пианино сами по себе не звучат. Но мы придумали, как с использованием компьютера обойти этот барьер. Ведь когдато программы для ЭВМ тоже набивали на перфолентах!Валентин Андреевич нежно берет старый свиток с квадратными дырочками и бережно вставляет его в инструмент. Я сажусь перед разверстым нутром агрегата и нажимаю на педали. Где-то там, в недрах машины-ветерана, начинают работать меха. Древний свиток вращается, современные диоды мгновенно считывают информацию с ленты, компьютер моментально преобразовывает ее в аудиофайл, и из громадных динамиков в торце зала звучит «Кармен» Бизе…Гениальная иллюстрация к той колоссальной пропасти, которая отделяет самые совершенные музыкальные машины доэлектронной эры от сегодняшних компьютерных симфонических оркестров, помещающихся в маленькой флэш-карте! На секунду мне становится даже обидно. Посудите сами: долгие тысячелетия люди шлифовали пневмосистемы, прошли трудный путь от примитивных колокольчиков до органа,а потом раз – и за какие-то три четверти века преодолели дистанцию от граммофона до портативного плеера, куда можно закачивать музыку прямо из Интернета.– А ведь этот аппарат попал к нам, в общем-то, случайно, – добивает меня Лебедев. – Один москвич, в чьей квартире он долго стоял, собрался его выкидывать. Перфоленты уже отнес на свалку, а ящик-кожух приспособил под картошку. В последний момент позвонил нам: мол, если нужен, даром отдам вместе с коробкой перфолент в придачу. А мы решили, что так – без кожуха – даже красивее и нагляднее. Музыка лучше воспринимается!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.